Чужая боль не трогала тебя
На протяжении всей истории человечества люди верили в то, что за хорошие поступки они будут получать награду, а за плохие — их будут наказывать. Этот закон формулировался по-разному в зависимости от времени и места, о котором мы говорим. Вспомните — «око за око, зуб за зуб», «обращайся с другими так, как хочешь, чтобы они обращались с тобой», «все вернется бумерангом». Между этими фразами сотни лет эволюции, а смысл остался прежним.
Популярность всех таких выражений объяснить довольно легко — жить в строго детерминированной системе человеку проще, чем в хаотичном мире. И не важно, кто осуществляет контроль за «кнутами и пряниками». Все мы хотим, чтобы злодеи получали по заслугам.
Именно для таких людей был придуман мир «Адской девочки» — чудесное место, где вы можете обратиться за помощью, если никто и ничто — кроме потусторонних сил — помочь вам не может. Алгоритм предельно прост — в строго отведенное время человек, оказавшийся вне бумажных законов, может зайти на сайт, ввести имя своего обидчика и кликнуть кнопку «Отправить». Через некоторое время перед жертвой появится Эмма Ай, она даст соломенную куклу и озвучит простое правило — если хочешь, чтобы твоя месть свершилась, просто развяжи красную ленточку на кукле. Также Адская девочка оговаривает и цену — душа того, кто решится исполнить месть, после смерти автоматически попадет в ад вне зависимости от того, как он прожил свою жизнь.
Причем Эмма намеренно использует цитату Конфуция: «Перед тем как мстить, вырой две могилы». Все очень просто. В тот момент, когда человек решает наказать «абсолютное зло» — будь то девочка, которая своей травлей довела героиню до суицида, или мэр, велевший убить своего подчиненного — он сам становится «абсолютным злом». И впереди его не ждет никакого искупления. Это вам не киноверсия Константина, выкрутившегося за счет самопожертвования.
Ты тень, чьим домом стала тьма
Поначалу события разбиты на разные эпизоды, связанные только Эммой и ее потусторонними помощниками. Однако после появления журналиста Хадзимэ Сибата авторы наконец начинают постепенно раскрывать нам основных героев. Причем используют для этого третье лицо. Историю Ай узнаем со стороны — точно так же со стороны и она узнает истории других людей.
А со временем мы начинаем понимать еще одну важную деталь — Эмма не убьет человека и не отправит его душу в ад, если он не заслужил этого. Персонаж должен действительно пострадать, чтобы Адская девочка помогла ему осуществить месть над своим обидчиком. Таким образом, невинные люди по идее оказываются в безопасности.
Однако все мы с вами знаем, что наказание можно заслужить даже весьма незначительным, казалось бы, прегрешением.
Душа твоя во мрак стремится
Каждый человек найдет для себя в «Адской девочке» собственный смысл. В первую очередь спасибо за это нужно сказать сценаристам, которые не стали делать обидчиков исключительно злыми персонажами. Для того-то сериал и показывает максимально реалистичные и жизненные ситуации, чтобы любой зритель мог эмоционально прочувствовать желание мести героев.
А рука об руку с этим, казалось бы, серым, трагичным, скучным и приевшимся реализмом двигается девочка-подросток в черном кимоно с цветочным орнаментом. Рядом с тем мелким и крупным злом, которое каждый из нас наблюдает или чувствует собственной кожей, показывают другое измерение — самый настоящий ад. И все это происходит под восхитительные саундтреки Хироми Мидзутани и Ясухару Таканаси.
Месть, конечно, не является основным мотивом Раскольникова. Зато «Адская девочка» показывает, что произойдет с миром, если каждый человек получит возможность судить ближнего — как мы помним, именно против такого подхода активно выступал Достоевский, считая, что только высшая сила имеет на это право. А с помощью немых сцен, где герои разочаровываются в своем решении отомстить, понимаем, что отчаяние и совесть загрызут их еще до того, как они попадут в ад.
Этот мир прогнил?
Перед 17-летним Ягами Лайтом открыты все двери. Одноклассники делятся на тех, кто ненавидит его из-за зависти, и тех, кто восхищается. Однако самого героя это почти не волнует — он слишком умен, чтобы переживать из-за мнения общественности. А заодно и достаточно хитер, чтобы этим мнением помыкать так, как ему вздумается.
Ежедневные проблемы, которыми наполнена жизнь любого среднестатистического человека, Ягами не касаются. И тогда он обращает свое внимание на проблемы мирового масштаба — Лайта терзает массовая несправедливость. Настолько сильно, что едва он получает в свои руки ту самую тетрадь, то начинает осуществлять свой план по очистке мира от преступников. Того пронзительного внутреннего монолога, который был в свое время у Раскольникова, мы так и не увидели, поскольку Лайт не задается вопросами — он для себя уже все давно решил.
Ягами уничтожает преступников одного за другим. Он уверен, что ему не придется убивать всех — очень скоро люди поймут простую тенденцию и сами решат быть благодетельными из-за страха. Лайт хочет стать новым богом, которого будут бояться — Раскольников же пусть и возомнил себя богом, но даже не понял этого. Только потом — слишком поздно — он осознал, что для того, кто претендует на место высшего существа, он слишком человечен.
Лайт в этом отношении ведет себя тоже чересчур человечно — он ведется на провокации L и вступает с ним противостояние, попутно убивая людей, в чьей виновности ему бы стоило усомниться. Согласитесь, настоящий бог едва ли стал бы обращать внимание на пусть и гениального, не обделенного властью, но все же — человека.
Сколько это в яблоках?
Образ некогда блистательного Ягами Лайта, движимого, казалось бы, утопическими идеями, меркнет с каждой серией. И если Эмме мы вопросов не задаем — она уже отвечает за свои преступления — то у Киры хочется спросить: «А ты не думал, что сам стал преступником, которого должен уничтожить?».
Но ответ, к сожалению, понятен и прост — Кира уже не воспринимает себя как божество: он самостоятельно снизошел до обычной человеческой вражды. Причем вражды с человеком, который еще и не обладает паранормальной силой — только собственным интеллектом.
Преступление Ягами на наших глазах от объяснимого и даже, казалось бы, героического доходит до панических попыток спасти собственную жизнь ценой чужих. Впрочем, даже если Лайт не показывает этого, своим гениальным умом он не может не понимать, что ждет его в конце пути, и как вероятности положительных исходов сокращаются с каждым днем. Разве не то же самое переживал Раскольников?
Есть и еще один аспект «наказания», который недостаточно подробно рассматривается в аниме. В каком отчаянии должен был оказаться человек, осознав, что единственный близкий ему по уровню интеллекта герой не поддерживает его идей и, более того, резко выступает против них? Одиночество Киры — его кара и рок. И да, миллионы поклонников и даже некоторые соратники никак не исправляют ситуацию. Ведь, если внимательно приглядеться, Лайт не воспринимает Мису или Миками как равных себе — для него они лишь инструменты, но никак не верные соратники. Они даже не люди. Именно поэтому Ягами не мучается совестью, когда понимает, что манипулирует и пользуется ими как обычными вещами.
Смерть, которая в итоге настигает Киру, — последний один аспект его наказания. Он сознательно пошел на использование Тетради, поэтому после кончины попал в небытие. Хотя, конечно, и есть фанатская версия о том, что в итоге Лайт стал синигами. Но с учетом аптекарской точности всего, что говорил Рюк, в это слабо верится.