"Чёрная книга" действительно книга
Перво-наперво данный проект привлёк меня своей стилистикой и сеттингом славянской мифологии. Не многие разработчики жаждут раскручивать истории вокруг быта крестьян, коих докучают черти. И кому как не славянским разработчикам делать игру соответствующего колорита. Лукавить не будут, были у меня опасения касательно этого продукта, но почти все их как ветром сдуло после того, как я начал знакомство с проектом.
Сюжет Black Book повествует нам о девушке по имени Василиса. Она живёт с дедушкой, который является колдуном. Старик обучал её всю жизнь и всеми силами старался пристрастить к бесовскому делу. Но девка ни в какую: говорит «не буду!» и всё тут. Она нашла себе парня знатного, да и собирались они поженится. Вот только случилась беда: любовь её почему-то решила покончить с собой. Погоревав немного, Василиса принимает предложение дедушки и решает стать векшицей. Попросту говоря – ведьмой. С помощью чёрной книги – родового магического артефакта – она хочет воскресить своего жениха. А для этого нужно обуздать всю её мощь, сняв семь печатей. Именно сквозь это приключение нам и предстоит вести Василису.
Завязка сюжета достаточно проста и незамысловата, но мотивация героини более чем ясна. По ходу приключения она будет знакомиться с разными персонажами, раскрываться сама и раскрывать их образы, что весьма приятно. За каждым из часто мелькающих в кадре NPC стоит интересная история: Николай, к примеру, военный и не прочь поделиться с Васькой своим прошлым, а дед Егор любит травить байку о том, как же он стал колдуном. Каждый раз, когда имеется возможность прочесть диалог с ключевым персонажем – делаешь это даже особо не задумываясь. А всё потому, насколько крутой в игре текст. Как я уже сказа в заголовке – «Чёрная книга» действительно книга. В проекте просто какое-то запредельное количество текста, который, к слову, полностью озвучен, что меня весьма удивило. Разработчики проделали фантастическую работу над исследованием славянского фольклора и языка того времени, вследствие чего диалоги пестрят такими словами, коих вы до этого и не слышали, наверное. Да бросьте, вы, наверное, как и я, даже слова «векшица» не слышали. А это лишь начало.
Помимо прекрасной формы игра также не забывает и о содержимом. В игре куча локальных историй, крестьянских проблем и просто до жути душевных разговоров ни о чём. Как на счёт того, чтобы во время приключения встретить группу гуляющей молодёжи и присоединится к пению? К пению, славянских песен, которые исполнены настолько здорово, что даже выключать не хочется! А как на счёт того, чтобы решать кучу проблем местных жителей? Да, прямо тут, в диалоге. У кого-то молоко воруют бесы, у кого-то сосед «урезает» посевную землю, а кто-то просто хочет наказать бабку-соседку за то, что она постоянно бухтит. У всех свои беды разной степени важности и только игроку решать, как Василиса с ними поступит.
Геймплейно перед нами игра с большим количеством механик. Я серьёзно. Это комплексное произведение, где нашлось место и для прокачки, и для моральных выборов, и для карточных баталий. Предлагаю с них и начать. Периодически Василисе на пути будут попадаться бесы, коих надо победить. В качестве колоды выступает чёрная колдовская книга, а в качестве карт – страницы. Есть несколько видов карт: атакующие, накладывающие порчу и защищающие героиню. За один ход можно разыграть три карты: две с пометкой бревна и одну с пометкой ключа. И там, и там есть как атакующие, так и защитные карты. Маны или любого другого аналога они не стоят. Василиса всегда ходит первой и видит, какое действие следующим нанесёт противник. Как по мне – это существенное упрощение игрового процесса. Если ты видишь, что противник нанесёт 5 урона, то ты и ставишь щит на 5 урона одной картой, две другие разыгрывая на урон. Если же он наносит больше дамага, то будет разумнее разыграть больше карт на защиту и лишь одну на атаку, дабы сыграть наверняка. Приятным элементом стало то, что оставшаяся «броня» героини не переходит в следующий раунд сражения с противников. Если ударили на 5, а брони было 8, то оставшиеся 3 единицы слетят.
Также стоит отметить расходники и различные талисманы. На локациях можно найти траву, свечи и какие-то колдовские штуки. Трава восстанавливает определённое количество здоровья, свечи, к примеру, добавляют брони. Эти расходники можно найти как на локации, так и купить у торговцев за золото, которое получается героиней за помощь крестьянам, а также находится на разных локациях. С предметами всё намного интереснее. Василиса может надеть три оберега, чтобы упростить себе жизнь. Какой-то дарует пару очков к защите на каждом раунде, какой-то даёт дополнительный ход, а какой-то и вовсе позволяет разыграть четвёртую карту.
Но вернёмся к колоде страниц, как бы странно это не звучало. За каждую победу над пачкой противников дают на выбор три страницы и одну из них героиня забирает к себе, дабы потом иметь возможность доукомплектовать колоду. Более того, чем дальше продвигаешь по сюжету и чем больше открываешь печатей на книге, тем больше различных карт станет доступно, поэтому готовьтесь провести в меню сбора колоды большое количество времени. Также стоит отметить, что карты имеются чёрного цвета и белого. И если удастся создать комбинацию из одного цвета, то получите бонус. В общем и целом, просто для фантазии есть и сражаться с монстрами не надоедает.
В игре имеется прокачка. Побеждая противников и решая проблемы крестьян вы будете получать опыт, который со временем конвертируется в уровень и даёт Василисе очко опыта. Его можно вложить в какую-то из веток. Одна абилка будет давать больше золота, вторая больше опыта, третья позволит составлять комбинации из четырёх карт, а четвёртая усилит лечение от травы. Особо разгуляться вам, увы, не дадут, ибо все умения открываются на определённом уровне, так что сразу решите что будете качать.
Ну и последний аспект игрового процесса – текстовый квест. Да-да, именно так. Не всё стоит разрешать драками. Происходит всё следующим образом: Василиса получает задачу и выходит на карту региона. Она находится в точке А, а её цель в точке D. Между ними имеются обязательные для посещения точки В и С. Но также имеются и необязательные точки Е, F и так далее. И вот вы сами решаете, куда идти: только по сюжету, или же заглянуть в ответвление. А там может быть что угодно. Может быть красивый текст, который расскажет вам небылицу. Может быть моральный выбор: забрать пожертвование или же оставить его лешему. Может быть просто диалог с крестьянином. Может быть разговор с бесами, которых можно уболтать и обойти стороной драку.
С визуальной точки зрения игра одновременно и приятная и не очень. Когда смотришь чисто на задники и общий антураж, то всё здорово. Приятная картинка, хорошее освещение. Но когда идёт повествование и появляются спрайты персонажей – становится хуже. Они не очень детализированы и их мало. Типа, во время смены эмоций редко меняется спрайт. Это не порадовало. Но что ещё хуже – катсцены. Когда разработчики в своей стилизованной графике показывают нам движения персонажей… Кошмар, в общем. Если бы не желание узнать сюжет – скипнул бы не думая.
Звуковое сопровождение великолепное. От музыки до озвучки. Голоса прекрасные, отлично отыгрывают эмоции и крайне подходящие. Они даже ребёнка позвали для соответствующей роли. Ну не прелесть ли? А о песнях я уже говорил ранее. Просто потрясающие.
Лимит символов меня, конечно, убивает. Так много всего ещё хочется сказать, а знаков больше нет. Что же, подведём краткие итоги. Чёрная книга – прекрасная медитативная игра с потрясающей проработкой выбранного сеттинга. Если вы не против ККИ и текстовых квестов в одном флаконе, то почему эта игра ещё не в вашей библиотеке? Она интересная и увлекающая. Настолько увлекающая, что я даже не заметил, куда делить мои три с половиной часа.