Быть родителем – задача не из простых. Папы и мамы переживают стресс не один раз в день. Спектр волнений – от привычного недовольства утром до истерики по поводу оценки, новой симпатии или неуверенности в себе – колеблется вместе с возрастом ребенка и зависит от количества детей в семье.
Жить в напряжении – это удел многих родителей, которые нередко сталкиваются с тем, что привычные практики стресс не уменьшают. Прогулки с подростками уже невозможны – шарф на шею не повяжешь и не отправишься кататься на горке, в секцию просто так не запишешь, чтобы ребенок занимался хоть чем-то… Замечания о неубранных вещах в комнате и слишком долгом сидении за гаджетами тоже спокойствия не добавят. Подросток будет отстаивать собственное право, а родитель – возможность ограничений. После долгого обмена мнениями можно и на повышенные тона сорваться.
Как восстановить собственные родительские силы или же помочь себе осознать эмоции?
Можно попробовать технику свободного письма. Метод для поиска вдохновения изложила в 1934 году Дороти Брандт в книге «Стать писателем». Она предлагала начинающим авторам взять в привычку ежедневно хотя бы 15 минут в день уделять самому процессу написания текстов и записывать все что угодно, любые мысли. Большую известность фрирайтинг получил благодаря книге «Путь художника» Джулии Кэмерон, где она описывает этот метод как утренний ритуал, который помогает освободить голову, выплеснуть эмоции на бумагу и найти новые идеи. Техника свободного письма нередко затрагивается в книгах о психологии, повышении продуктивности и креативности. Она позволяет людям разбираться в своей жизни, планировать ее, находить вдохновение и свежие идеи и справляться с эмоциями.
Делать заметки о ситуации, писать письмо своему подростку, оставлять заметки о ребенке. Все это имеет терапевтический эффект и помогает совладать с эмоциями. Не исключено, что ведение родительского дневника поможет маме или папе сохранить любопытные моменты жизни уже подросшего человека, которыми потом, спустя много лет, возможно, он и поделится.
Существует также и метод экспрессивных писем, который берет начало в восьмидесятых годах. У его истоков стоял исследователь Джеймс Пеннебейкер. Профессор Техасского университета не был психологом-практиком, но в круг его интересов входили психосоматические болезни, вызванные травмирующими событиями в жизни.
Сегодня в Интернете можно найти сайты и даже тренинги по написанию «терапевтических писем». Сам Пеннебейкер в книге «Открывая душу на бумаге: как экспрессивное письмо улучшает здоровье и облегчает эмоциональную боль» дает инструкции, приводящие, на его взгляд, к лучшему результату при работе с травмирующим событием:
1. Описывайте всю картину того периода жизни, где произошла травмирующая история. Обязательно укажите ваши теплые переживания, интересы, достижения.
2. Важно указать, чему научила человека кризисная ситуация.
3. Опишите, как произошедшая ситуация могла отразиться на жизни людей, которые были в нее вовлечены.
4. Если ситуация произошла недавно, можно описывать ее как историю, которую вы бы рассказали случайному попутчику. При этом опишите обстановку, людей, которые участвовали в событии, их переживания, отметьте свои выводы.
5. Можно описывать травму от третьего лица («он» или «она»).
6. Травматичное событие может быть описано с разных точек зрения. Для этого необходимо чередовать повествование 5-7 минут, описывая ситуацию с позиции других участников, внешнего наблюдателя, своей собственной позиции.
7. Вы можете адресовать свои записи об одной и той же ситуации разным людям: подруге, коллеге, другой стороне, самому себе.
Многие психологи рекомендуют во время ведения дневника и личных записей найти спокойные 15 минут в собственном графике, перестать сдерживать себя и позволить себе быть честным. Возможно, это самопогружение станет одним из шагов по выходу из стресса, в том числе и родительского.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».