Найти тему

Эссе «Важность экологического воспитания в детском саду».

Природа окружает нас везде. В каждом дуновении ветра, в каждом шорохе листвы мы слышим ее звуки. В настоящее время как никогда природа нуждается в бережном отношении, в любви и заботе человека.  

Здесь хочется процитировать великого ученого Владимира Ивановича Вернадского: «Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать её с законами биосферы, от которой человек неотделим. Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы».

Невозможно не согласиться с этими словами, более того, если человек и природа – это единое целое, то экологическое воспитание ребенка целесообразно начинать с самого его рождения.

Работая в детском саду, я часто замечаю, что многие дети равнодушны к красоте природы, не умеют наблюдать за животным и растительным миром, не получают удовольствия от созерцания красот нашей матушки. Некоторые малыши твердо знают, что нельзя ломать ветви деревьев, разрушать муравейники, рвать цветы просто так, но почему этого нельзя делать, они не осознают. Взрослые дали детям установку-  «нельзя» и многие дети повинуются ей, но не видят взаимосвязи, не понимают смысла от своих действий или бездействия.

Как сказал писатель Иван Сергеевич Соколов – Микитов: «Любовь к природе, впрочем, как и вся человеческая любовь, несомненно закладывается в нас с детства». Значит, моя первоочередная задача как воспитателя заложить в детях надежный фундамент экологической культуры, безусловной любви к природе и всему живому вокруг.

На мой взгляд, экологическое воспитание – это одно из приоритетных направлений при организации занятий в дошкольном учреждении. 

Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежат пожелтевшие листочки, и когда кружится пушистый белый снег, и когда зацветают сады или краснеют созревающие плоды на деревьях. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы – лучший наглядный материал для малышей.  Когда ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений, в процессе помощи природе.

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» современному направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему, что служит формированию патриотических, нравственных и эстетических качеств личности. 

Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование.

Завершить свое эссе хочется стихотворением Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Стихотворения о любви природе для детей.