Найти тему
На все свое мнение

Как научить ребенка разговаривать на английском за несколько месяцев? (спойлер - никак)

фото из открытого источника сети интернет
фото из открытого источника сети интернет

Как это ни прискорбно, но так оно и есть. Если, конечно, речь не идет о проживании в стране изучаемого языка. И то ребенок при этом должен быть определенного возраста - годовалый малыш не начнет читать монологи Гамлета после нескольких месяцев проживания в Британии, процесс освоения языка подростком не сильно отличен от него же (процесса) взрослого человека. Поэтому так умилительны комментарии некоторых родителей в чатах: "мой Петя\Вася\Глаша\Маша уже полгода ходит на занятия по английскому. И до сих пор не говорит. представляете????". Очень хорошо представляю. Открою страшную тайну - и не будет. Так что же делать родителям, которые-таки надеются на если не свободное, то хотя бы приличное владение чадом языка? Весь процесс довольно условно можно разделить на несколько этапов:

  • этап первый - ознакомление (возраст: 7 месяцев -3 года). Для этого этапа нет понятия "слишком рано". Хоть прямо в роддоме можно начинать слушать спектакли по пьесам Оскара Уайльда в оригинале и хором с новорожденным чадом петь Отель Калифорния. В более-менее же осознанном периоде жизни ребенка, месяцев с 7-8, подбирать материал стоит с учетом возраста. Поэтому - мультики. Вряд ли семимесячный ребенок с энтузиазмом будет смотреть CNN. Причем мультики мультикам рознь. Можно, конечно, взять классику вроде Диснея, но куда больше пользы будет от специальных обучающих курсов - их бесконечное количество. От видео ряда пособий для малышей (Playtime, Show and Tell) до специальных обучающих каналов вроде Pink Fong или английский с Ам-нямом. (Не реклама. Исключительно примеры, что можно найти, на практике их огромное количество на любой вкус).
  • этап второй - погружение (3 года -6 лет). Если есть возможность обучаться в билингвальном саду - пользуйтесь ей!!!! Ничего лучшего для языкового развития ребенка Вы сделать не сможете. Не слушайте тех, кто будет пугать тем, что ребенок растеряется\испугается и вообще, когда перед ним ставят тарелку каши, называя ее porridge, он не догадается, что ему с ней делать. Дети куда умнее такого рода советчиков. Если возможности посещать билингвальный сад нет - в ход идут специально обученные иностранные и местного разлива специалисты по работе с дошкольниками без языка-посредника (очень недешевые) и онлайн курсы работы с теми же носителями (в разы дешевле). Онлайн программы начинаются как раз от 3-4 лет. Самый удачный возраст.
  • этап третий - обучение (от 6 лет и далее - в зависимости от того, планирует ли ребенок заниматься в будущем языком профессионально). Наличие в жизни ребенка какой-нибудь мисс Каролайн из Вирджинии (предпочтительно, конечно, работать с британцами, но их на рынке реально мало)и умение ребенка бодро спеть песенку про ферму старого Макдональда отнюдь не означает, что можно расслабиться - язык выучен. На родном языке он еще и не то может, тем не менее, уроки русского языка никто не отменял. Теоретически, конкретно с этой задачей может справиться школа при наличии адекватной программы и достаточного количества часов. Но - не факт. По некоторым нынешним программам и коренной британец в сто пятом поколении английский не освоит. В жизни ребенка должны присутствовать диктанты (на русском же он их пишет), пересказы (или его не учили этому на родном языке?), сочинения, заучивание наизусть стихов и прозы, переводы с русского на английский, что бы ни говорили по этому поводу сторонники методики "оно как-нибудь само, русский же он как-то выучил". Тот факт, что как-то он его выучил не отменяет необходимость ходить в школу на уроки того же русского. Вряд ли родителей с точки зрения владения языком удовлетворит ребенок не знающий "падежов" и пишущий "салафан" и "исщо". Так откуда, интересно мне знать, появилась идея, что с иностранным языком будет как-то по-другому? Достаточно просто говорить на нем (как, если ничего не знаешь?) с условной Мариванной, которую хорошо если саму не по этой методике учили?
  • этап четвертый (бесконечный) - активизация полученных знаний. А вот это особенно важно. После уроков русского русский ребенок идет дальше, разговаривая на русском языке. Вывод - на английском также нужно разговаривать. Уроков самой распрекрасной школы недостаточно. Другой вопрос, что в "распрекрасных школах" существуют дискуссионные клубы, клубы интернациональной дружбы (сохранилось и такое), курсы по методике Oxbridge, созданные именно для активизации имеющихся знаний и прочие плюшки, нацеленные именно на разговорную речь. Если ничего этого в школе нет - мы снова возвращаемся к мисс Кэролин, языковым лагерям и онлайн курсам с носителями языка... в самых запущенных случаях - к английскому с Ам-нямом... круг, можно сказать, замкнулся

Как вы понимаете, все это вопрос отнюдь не нескольких месяцев, поэтому, возвращаясь к вопросу заголовка: как научить ребенка языку за несколько месяцев, приходится признать, что ответа на этот вопрос нет. Зато, я надеюсь, родители, задающиеся вопросом: "как так, столько лет учит английский и сказать не может ничего?" хотя бы отчасти получили ответ на свой вопрос. В изучении языка очень важен ответ на вопрос "сколько?" в смысле, сколько времени ребенок язык изучает, но не менее важен вопрос "как?"

А теперь самое для меня интересное: сами-то мы соответствуем всем моим теоретическим выкладкам? Для тех, кто на канале впервые - все теории в вопросах изучения языка я обкатываю на дочке-пятилетке. Проверяем:

  • ознакомление - с полугода смотрит мультфильмы на английском, особенно уважала в раннем детстве сказки от Pinkfong - ставим плюсик
  • погружение - работа по УМК Playtime + activities - опять же плюсик
  • обучение - работа по УМК Верещагиной - тексты, темы, диктанты писать начинаем - плюсик
  • активизация - работа с преподавателями в саду по Show and Tell, ESL... вроде, тоже плюс.... уф, сошлось... главное, чтобы результат еще был в долгосрочной перспективе.