Найти в Дзене
1,5 ЭМОЦИИ

Чему не учат в пед.вузах? Или скелеты в учительских шкафах

Оглавление

К сожалению, очень часто преподавание в вузах не идет в ногу с реальным временем. И, ты, вроде бы отучился, а применить знания не можешь, потому что реальной и теория сильно разошлись. Увы, этой болезнью страдают и педагогические вузы, где часто преподают люди, которые сами-то в школе не работали, или делали это лет 30 назад. И то совсем чуть-чуть.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Что съедает современного учителя, помимо горы бумаг? Конфликтные ситуации, как с родителями, так и с администрацией. Но как справляться с этими ситуациями? Этому не учат от слова совсем! В итоге молодой учитель (да и не молодой тоже), как правило, перфекционист по натуре, просто психологически сгорает. Почему? Потому что к реальности его действительно не готовили!

Уважение "по умолчанию"

Практически все методички и учебники по педагогике написаны исходя из того, что учителя слушают, уважают, его слову внимают и его мнение хоть что-то значит. По факту этого нет, причем больше нет именно от родителей, которые вовлечены в учебный процесс как никогда. Они мысленно меряются учителем зарплатой, должностью, шмотками, чем угодно, делают вывод что они "круче и умнее", а, значит, их мнение ценнее и они точно знают "как лучше".

Так как учителя можно не только не уважать, но и явно это демонстрировать с поддержки родителей, многие педагогические приемы, которыми пользовались в советской школе (которую сейчас, когда удобно, считают образцом) попросту не работают.

"Авторитет учителя - это важнейшее качество личности педагога, мощный инструмент косвенного воздействия на ученика, пример для подражания. Чем выше авторитет учителя, тем более положительны, эмоционально насыщены и окрашены его отношения с учащимися, тем справедливее представляются требования, предъявляемые к ним... Основными составляющими истинного авторитета являются: значимость педагога в воспитании ученика, оценка этой значимости родителями и самим обучаемым..." А.П. Роцдевич. АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ И УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ. Academy. 2017.

Родители постоянно что-то говорят про необходимость авторитета в лице учителя, но при этом сами все делают для того, чтобы не дать ни единого шанса ему сформироваться.

Этика работает в одну сторону

Учитель не может называть бездельника - лентяем, не понимающего слов - тупым, хама - быдлом, агрессивного - хулиганом. Иначе "что это за учитель такой, ему не место в школе, такого своему ребенку не пожелаешь". учитель, чтобы описать любую проблему должен подбирать самые деликатные выражения, не забывая поливать ребенка елеем. А то правдивая и прямолинейная картина нанесет травму, причем, преимущественно родителям. Родитель же может кричать, истерить, угрожать, подвергать сомнению профессионализм, подталкивать других родителей выступать с критикой, клеветать, привирать. И ему (родителю) ничего за это не будет. Вообще.
Это как токсичный начальник и подчиненный, но от родителя-то не уволишься.

Буллинг со стороны учителя - расстрелять. Ладно, выгнать с волчьим билетом.
Буллинг со стороны родителей учителя - мы просто хотим как лучше.

Жизнь после выпуска

И, вот, приходит такая воздушная, вдохновленная, желающая творить молодая учительница после вуза в школу. Милая, доброжелательная, улыбчивая, доверчивая. И понеслась:
- ой, да она молодая, чему может научить?
- а это законно ставить учительницу без опыта на наш 5 класс?
- что вы мне говорите, как моего ребенка воспитывать, у меня старшая дочь вашего возраста
- ой, Машенька (да какая из нее Мария Сергеевна, не доросла еще)
- молодая еще, могла бы и бесплатно поработать для опыта
- молодая, без семьи, давайте ее на все выходные и праздники загружать (выезды, конкурсы, олимпиады, эстафеты, митинги, парады, курсы)

Проходит год. Как результат: или учителя просто нет (она увольняется), или есть, но не цветущий нежный педагог, а уже такой махровый чертополох.

Реальность давно изменилась.

Это надо принять и научиться с этим работать. Научиться работать с недовольными родителями и апатичными детьми без ущерба для своей психики.
Что нужно ввести в пед.вузах?

  • Конфликтологию.
  • Искусство жестких переговоров. (Когда-то такой курс рекламировал Соловьев).
  • А самое главное, научить отпускать негативную энергию, которой с нами так щедро любят делиться.