Найти в Дзене
Валерий Суханов

Об усилении роли науки – лёд тронулся?

Указом № 231 от 25 апреля 2022 года Президент России Владимир Путин объявил в России 2022 – 2031 года десятилетием науки и технологий. Целью указа является усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. Основными задачами для достижения цели объявлены:

- привлечение талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок;

- содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны;

- повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации.

Указом предусматривается образование Координационного комитета по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий. Прилагаются Положение о Координационном комитете и его состав в количестве 32 человек.

Основной задачей Координационного комитета является координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственных корпораций, научных, образовательных и иных организаций по вопросам подготовки и проведения Десятилетия науки и технологий.

Состав Координационного комитета утверждает Президент Российской Федерации. Список открывают сопредседатели Координационного комитета А.А. Фурсенко - помощник Президента Российской Федерации и Д.Н. Чернышенко – Заместитель Председателя Правительства РФ. Заместителем сопредседателей назначен Министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков. Секретарём Координационного комитета - заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Д.С. Секиринский.

В числе членов Координационного комитета А.М. Сергеев - президент Российской академии наук; В.А. Садовничий – ректор МГУ; Д.В. Мантуров. - Министр промышленности и торговли Российской Федерации; О.Б. Любимова - Министр культуры Российской Федерации, С.С. Кравцов - Министр просвещения Российской Федерации; М.М. Котюков - заместитель Министра финансов Российской Федерации; С.С. Собянин - Мэр Москвы (по согласованию); А.А. Травников - Губернатор Новосибирской области (по согласованию), К.Д. Разуваева - руководитель Росмолодежи и др.

Как видим, люди все очень занятые на основной работе и вряд ли смогут полноценно участвовать в работе Координационного комитета. Часть членов, такие как А.А. Фурсенко, Д.В. Мантуров – известны как персоны, замеченные в развале науки.

Правительству Российской Федерации поручено в 3-месячный срок утвердить план проведения Десятилетия науки и технологий, рассмотренный Координационным комитетом: обеспечить подготовку и ежегодное рассмотрение Координационным комитетом отчетов о ходе реализации плана проведения Десятилетия науки и технологий; обеспечить финансирование мероприятий и проектов, включенных в план проведения Десятилетия науки и технологий, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотрев возможность привлечения средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Содержание плана проведения Десятилетия науки и технологий в Указе не раскрывается.

Удивляет последнее предложение - привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Разве разработчики Указа не знают, что из 85 регионов страны донорами являются всего 10. Причём количество регионов-доноров довольно быстро уменьшается: в 1993 г. их было 35, в 2006 г. - 25, в 2015 г. – 14, сегодня - 10. К сокращению числа регионов-доноров ведет бюджетная политика, которая убивает у них желание развиваться. Налоговую систему надо срочно корректировать.

Впрочем, вернёмся к теме Указа.

Основными функциями Координационного комитета являются:

- рассмотрение плана проведения Десятилетия науки и технологий, перечень и значения показателей проведения Десятилетия науки и технологий;

- рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой и проведением ежегодного Конгресса молодых ученых, а также мероприятий - спутников Конгресса молодых ученых в субъектах Российской Федерации;

- рассмотрение ежегодных отчетов о ходе реализации плана проведения Десятилетия науки и технологий.

Прочитав название Указа, я обрадовался. А прочитав сам Указ - был, мягко говоря, обескуражен и разочарован. Я ожидал, что Указ ставит целью возрождение утраченной науки всех отраслей хозяйства страны, без которой говорить об усилении роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны не имеет смысла.

Я ошибся. Усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны предлагается осуществить за счёт привлечения в науку талантливой молодёжи. Казалось бы – благородная цель! Но кто эту талантливую молодёжь научит стать учёными? Это в РАН ещё сохранились остатки науки, не все уехали за рубеж. Там молодёжь может попасть в надёжные руки.

А если говорить об отраслевой науке, то возникает вопрос, в какую науку мы собираемся эту молодёжь привлекать, коли этой науки, если судить по лесопромышленному комплексу, просто нет. Она уничтожена «благодаря» таким деятелям, как Министр Минпромторга России! В лесопромышленном комплексе под его руководством перестали существовать все 30 научно-исследовательских институтов! Они утратили не только кадры, но и здания, научную базу. И так, скорее всего, в большинстве отраслей хозяйства страны.

Кто в таких условиях будет учить талантливую молодёжь разрабатывать технологии и создавать машины-оборудование для их реализации? Снова будут собирать их в палаточные лагеря на Селигере? Или их научат разрабатывать новые технологии и машины современные институты развития, такие как ВЭБ, Сколково, Роснано и им подобные? Координационный комитет будет ежегодно собираться и слушать рассказы вундеркиндов о их изобретениях и открытиях, как уже не раз показывали по телевизору? Это называется системной работой по «усилению роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны»?!

Получается, что Указом предлагается создать надстройку для координации работы того, чего в стране не существует. Не считать же наукой «институты развития» .

Я представляю себе это по-другому. Здесь и изобретать ничего не надо, просто взять на вооружение опыт Советского периода.

Прежде всего, следует для начала создать хотя бы по одному институту в важнейших отраслях промышленности, собрав в них остатки оставшихся в стране научных сотрудников Советской школы. Вернуть кого-то из-за рубежа вряд ли получится. Уехавшие хорошо помнят «организаторские способности» наших чиновников от науки.

Далее – отбор способных инженеров с производства и их подготовка через аспирантуры. Будут нужны общежития для аспирантов и квартиры для их поселения после учёбы. Зарплаты учёных должны существенно превышать средние по отрасли. Боюсь, нашим чиновникам это не придётся по душе. Ломать – не строить. А они последние 30 лет только ломали, создавая псевдо «институты развития».

Отраслевые институты не могут работать без соответствующих отраслевых министерств, осуществляющих координацию их работы и финансирование. Поэтому надо брать на вооружение Советский опыт развития страны, основные результаты которого в 1929–1955 годы приводятся в книгах «Экономика Сталина» и «Кристалл роста. К русскому экономическому чуду» :

- в 14 раз выросла экономика, занимая первое место в Европе и второе место в мире. Среднегодовой рост экономики за вычетом четырех военных лет составлял 13,8%;

- запасы золота составляли 2 050 тонн - второе место в мире;

- первое место в мире по удельному весу машиностроения в общем объеме промышленной продукции;

- первое место в мире по уровню механизации сельского хозяйства;

- первое место в Европе и второе в мире по абсолютным размерам промышленности;

- первое место в Европе и второе в мире по уровню производительности труда в промышленности.

Чтобы добиться подобных успехов, необходимо:

- усилить роль государства в развитии страны, создав полноценное Правительство, подобное Совету Министров СССР;

- вернуть в страну испытанную временем систему школьного и высшего образования;

- возродить отраслевые научно-исследовательские институты с соответствующей научной базой, обеспечив их финансирование.

Вот тогда Координационному комитету будет что координировать.

Возможно я чего-то не понимаю, но ничего подобного в Указе я не обнаружил.

Спасибо, что дочитали до конца!

Убедительно прошу подписаться на канал, поскольку комментарии в соответствие с новыми правилами Дзен, могут написать только подписчики канала. Широкое обсуждение проблемы крайне важно.

С пожеланием здоровья и успехов, В.С. Суханов, д.т.н., Заслуженный работник лесной промышленности РФ