Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Использования метода сказкотерапии с детьми дошкольного возраста заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:
1.Обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
2.Присутствует образность и метафоричность языка;
3. Психологическая защищённость (хороший конец);
4. Имеется наличие тайны и волшебства
Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
Сказкотерапия – это один из наиболее мягких и интересных способов оптимизации эмоционального состояния и разрешения затруднений.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системы взаимодействия в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни .Это прекрасный способ преподнести «полезный» урок ребенку в простой форме с участием сказочных персонажей. Она заставляет задуматься, с ее помощью развивается интуиция и воображение. Наши предки понимали мудрость и ценность сказок, поэтому своим детям многие уроки они преподавали на уровне сказок. Выводы, которые дети делали после прочтения сказки, были наиболее эффективны. У многих народов мира сказка – самое лучшее воспитательное средство.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.
Задачи сказкотерапии:
1. Развитие слухового и зрительного внимания;
2. Развитие наблюдательности и зрительной памяти;
3. Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи);
4. Развитие фантазии и творческого воображения;
5. Снимать уровень тревожности и агрессивности;
6. Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную;
7. Развивать умение преодолевать трудности и страхи ;
8. Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков;
9. Развивать речь детей с помощью: пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок;
10. Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Воспитатель».
Требования в работе со сказкой:
Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей, чтобы они не утратили к ним интерес.
Виды сказок в ДОУ:
Развивающие и обучающие сказки, позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения («Алёнушкины сказки» (автор Д. Мамин-Сибиряк), «Сказка про Зайца-Грязнулю», «Почему нужно кушать?», «Умывание», «Зарядка» и др.).
Народные художественные сказки, способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. («Репка», «Гуси – Лебеди», «Дюймовочка» и др.)
Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение («Бабочка» (автор Ольга Зайцева), «Про маленького комочка» (автор Юлия Куликова), «Золотой Шар» (автор Татьяна Зинкевич-Евстигнеева и др.).
Диагностические сказки, позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др. («Аист и Соловей», «Вежливый Кролик», «Лень - река».
Этапы работы со сказкой:
1. Ритуал «вхождения в сказку».
2. Чтение сказки.
3. Обсуждение сказки.
4.В конце занятия – ритуал «выхода из сказки».