Найти тему

Сказкотерапия с дошкольниками

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Использования метода сказкотерапии с детьми дошкольного возраста заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:

1.Обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;

2.Присутствует образность и метафоричность языка;

3. Психологическая защищённость (хороший конец);

4. Имеется наличие тайны и волшебства

Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Сказкотерапия – это один из наиболее мягких и интересных способов оптимизации эмоционального состояния и разрешения затруднений.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системы взаимодействия в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни .Это прекрасный способ преподнести «полезный» урок ребенку в простой форме с участием сказочных персонажей. Она заставляет задуматься, с ее помощью развивается интуиция и воображение. Наши предки понимали мудрость и ценность сказок, поэтому своим детям многие уроки они преподавали на уровне сказок. Выводы, которые дети делали после прочтения сказки, были наиболее эффективны. У многих народов мира сказка – самое лучшее воспитательное средство.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

Задачи сказкотерапии:

1. Развитие слухового и зрительного внимания;

2. Развитие наблюдательности и зрительной памяти;

3. Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи);

4. Развитие фантазии и творческого воображения;

5. Снимать уровень тревожности и агрессивности;

6. Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную;

7. Развивать умение преодолевать трудности и страхи ;

8. Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков;

9. Развивать речь детей с помощью: пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок;

10. Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Воспитатель».

Требования в работе со сказкой:

Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.

Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.

Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей, чтобы они не утратили к ним интерес.

Виды сказок в ДОУ:

Развивающие и обучающие сказки, позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения («Алёнушкины сказки» (автор Д. Мамин-Сибиряк), «Сказка про Зайца-Грязнулю», «Почему нужно кушать?», «Умывание», «Зарядка» и др.).

Народные художественные сказки, способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. («Репка», «Гуси – Лебеди», «Дюймовочка» и др.)

Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение («Бабочка» (автор Ольга Зайцева), «Про маленького комочка» (автор Юлия Куликова), «Золотой Шар» (автор Татьяна Зинкевич-Евстигнеева и др.).

Диагностические сказки, позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.

Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др. («Аист и Соловей», «Вежливый Кролик», «Лень - река».

Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки.

3. Обсуждение сказки.

4.В конце занятия – ритуал «выхода из сказки».