То, чему меня научила Библия. Часть 9.
Тема гармонизации отношений одновременно живущих и общающихся нескольких поколений мужей от правнуков до прадедов, а в некоторых случаях ещё и шире, представляет интерес. Это существеннее проблемы отцов и детей, пока дети являются детьми. Отцами мужей делают дети. Их отношения регулируются пятой заповедью и многократными указаниями Христа отцам «будьте как дети», а не наоборот. Прямо указано кто с кого должен брать пример. Человек, если хочет жить долго и хорошо, должен почитать своих родителей, но быть как дитя. Непросто, но понять возможно. А об отношениях нескольких поколений Библия прямо ничего не говорит, только приводит пример из жизни Бога, Адама, Евы, Каина, Авеля и таки далее. Причём событийно только из совместной жизни вышеперечисленных лиц, чтобы в отношения вступали Бог, как Творец и читай - Отец родителей, сами родители Адам и Ева и их дети Каин и Авель. Применение цепной схемы почитания (правнук почитает внука, почитающего сына, почитающего отца, почитающего отца своего и таки далее) создаёт почитание почитания, лишённое межличностных фактических отношений. Если внук почитает деда только потому, что его почитает его отец, то от такого почитания кому хорошо? - Никому. Отец остаётся отцом для дитя пока оно дитё. Если выросло, то отец и выросшее дитя становятся братьями, которые оба стремятся быть как дети. Одновременное бытие в статусе деда, отца и сына с одной стороны - возможно, ибо Бог един в трёх статусах, но, с другой стороны - человек не Бог, он только как-то похож и в чём-то подобен. И с третьей стороны – в Святой Троице Отец, Сын и Святой Дух от Отца исходящий и почивающий на Сыне. Вроде так выходит, если применить модель Троицы на отношения дед-отец-сын, что дед – третий, то есть он и есть тот самый дух, который связывает отца с сыном. Дед, когда становится дедом, должен осознавать изменение своего бывшего статуса отца на новый статус деда, что он с этого момента - дух (начинается переход души от плоти к духу, который завершается смертью плоти деда, когда душа становится чистым духом). В этом предназначение дедов и стариков (старшего поколения) вообще по отношению к младшим, становиться добрым чистым духом, дарящим, то есть источающим и предлагающим мудрую, смиренную, цельную доброту просящим, а не навязывающим насильно сентенцию «вот мы в своё время были» не просящей у них ничего молодёжи. Такую добрую, спокойную ауру мудрости и тихой ликующей всепроникающей радости могут создавать вокруг себя старики, которые уже не могут в силу недостатка сил предложить ничего иного, того, что раньше им было по плечу. Возле таких стариков обычно расцветает и бьёт ключом самая настоящая искренняя жизнь и они сами этой жизнью живут и ей причастны. Это и есть причастие Духа, его стяжание по слову Серафима Саровского. В жизни часто бывает наоборот, когда от стариков исходит совсем не чистый дух смиренного целомудрия, радости и веселия, а нечистый дух злобного негодования, ненасытно требующий насильно любви и почитания через скандалы или притворные болезни («он уважать себя заставил, и лучше выдумать не мог»). В этом случае, старики впадают в грех и мучают своим дожитием и себя, и своих ближних. С того момента, как я стал дедом, я пытаюсь стать хорошим дедом, усиленно учусь и тружусь над обретением этого умения.
Дед умаляется и в немощи становится, как дитя. Но это приближение к тому же пределу, но с другой стороны. Это не то дитя, немощное, потому что ещё не вошло в силу. Это то дитя, ставшее немощным от потери сил, растраченных на свершение того, что было предназначено, на грехи и на покаяния, на обретение опыта и приобретение умений, на стяжание Святого Духа. «Сила Божия в немощи совершается» - так сказал апостолу Павлу Христос. Но тот, кто жаждет помощи Божией должен быть готов принять её, и уметь воспользоваться ею, то есть он должен быть достаточно мудр и приемлем в смысле умения принять и не расплескать. Бог помогает тому и в том, кто на пути к тому самому заветному богоугодному исчерпал все свои силы по мнению Бога. Бог поможет тому деду, который отрёкся от себя, как от отца, и хочет стать чистым животворящим духом для своих ближних. Так я понял своё предназначение, как деда и путь реализации этой понятной идеи. Идея, приходящая на ум, когда она принимается совестью и овладевает сердцем с помощью души становится материальной силой духа.
После благословления Богом Ноя с его сыновьями, человеку больше нечего беспокоиться о своём физическом спасении от истребления. Бог обещал более не проклинать землю за человека, не топить и иным образом не «мочить» человека и иную живую душу. Он благословил человека, установив, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его», поэтому Богом предписано человеку взрослеть и добреть, ибо зло пройдёт вместе с юностью, «как с белых яблонь дым». Отсюда следует вывод, что человек должен быть чем старше, тем добрее. Если у кого-то не так, значит он и не человек, а какое-то иная тварь. Не дитя Бога, а дитя сатаны, по слову Христа.
После благословления Богом Ноя и его сыновей ковчег человекам больше не нужен. Нет надобности. Тотального истребления больше не будет, но исправлять получаемые плоды размножения и развития человечества частичным истреблением Бог по мере надобности, конечно, будет, на правах Творца и Отца. Больше некому. Никто, кроме Бога. Причем представления о справедливости таких вмешательств у Бога и у человека разные. Но Бог человека и не спрашивает. Как не спросил мнения Адама о наказании Каина. Авель принес дар Господу, и Он на Авеля и на дар его призрел, но от убийства не спас. Ной принёс жертвы Богу всесожжением, и Бог благословил его и его сыновей. И Ной жил на порядок дольше современных мерок. Значит долгота жизни и её качество от степени угождения Богу уже с тех пор прямо не зависят.
Время жертвоприношений также кануло в Лету после слов Бога: «милости хочу, а не жертвы». Настала эра Воскресшего Христа, пора дружбы и сотрудничества Бога и человека. И это благо доступно каждому. Нужна ли для этого Церковь? Теоретически любой здоровый духовно, умственно, душевно и физически человек может сам спроектировать и построить самолет, чтобы летать на нём, если успеет сподобиться за время жизни. Но гораздо умнее и удобнее обратиться к специалистам. Любой человек может защищать свои права, свободы и интересы в суде и в иных отношениях с государством сам. Но разумнее и интереснее воспользоваться услугами адвоката, который является независимым советником по правовым вопросам. Церковь предоставляет человеку для душевного комфорта духовных советников. Они помогают человеку духовно возрастать на пути познания Бога. Это сотрудничество, совместная деятельность священника, мирянина и Бога. Бог, священник и мирянин образуют также троицу, и все взаимно необходимы друг для друга. Пропорция соотношения числа священников и людей иного служения (иных профессий и занятий) установлена Богом в Ветхом Завете. Она понятна и мудра, как исходящая от Творца. Все виды и формы служений нужны в сотрудничестве. Каждому своё дело, служение, и каждому потребную меру таланта и время творческой жизни раздаёт Господь.
Хам зачем-то рассказал братьям своим то, что видел наготу спящего отца своего Ноя. Ной за это проклял не своего сына Хама, а своего внука Ханаана сына Хама. За что дед проклял внука? - За то, что его отец рассказал и за то, что видевший не прикрыл наготу. Значит про отца сыну надлежит говорить или хорошо, или никак. Потому что за правдой следует проклятие. Ною про то, что им рассказал Хам могли донести только его братья. Вот второй пример братской любви. Вообще все радости, равно как и все гадости в отношениях между людьми происходят между братьями и сёстрами, среди которых все друзья и все враги. Все ныне живущие люди являются потомками Ноя и в разной степени близости родственники по крови и плоти. Мы все, ныне живущие, есть ветви, почки, листья, цветы и жёлуди одного дуба. Бог благословил, а Ной проклял? Кто Ною дал право проклятия своего внука за поступки своего сына? Бог не давал. Судя по всему, Ной превысил свои полномочия, присвоив себе Божественное право проклятия, но Господь эту Ноеву шалость оставил без внимания. Ну выпил лишку, ну проклял с бодуна, с кем не бывает? Однако, осадок остался. Не только братья не всегда желают добра друг другу, не говоря уж про любовь, но и деды в отношениях с внуками тоже, со времён Ноя, порой излучают эмоции, противоположные благословению. Но такова жизнь. Этому тоже учит Библия.