Найти в Дзене
Евгений ВАЛЯЕВ | public

Если бояться «плохих» страниц истории, то можно пропустить самые важные уроки

Если бояться «плохих» страниц истории, то можно пропустить самые важные уроки, которые нужно изучать. Помнить и гордиться – это хорошо, но нужно всегда искать истину и правду, а не довольствоваться историческими мифами. В Чехии с 1993 г. существует закон «О неправомочности коммунистического режима и легитимности сопротивления», но признает советский коммунизм преступной формой правления. Венгерская Историческая служба, польский Институт национальной памяти, румынский Национальный совет по изучению документов спецслужб, Институт народной памяти в Словакии, Институт изучения тоталитарного режима в Чехии – все эти институты изучают преступления коммунистов. Они делают это до сих пор, хотя прошло 30 лет. Они поступают правильно, что не останавливают эту работу. РФ должна обладать конституционным статусом государства, непричастного к тоталитарным преступлениям СССР. Нужно закрепить, что РФ создано не как преемник Советского Союза, а вместо и против него. Это справедливый подход, который озв

Если бояться «плохих» страниц истории, то можно пропустить самые важные уроки, которые нужно изучать.

Помнить и гордиться – это хорошо, но нужно всегда искать истину и правду, а не довольствоваться историческими мифами.

В Чехии с 1993 г. существует закон «О неправомочности коммунистического режима и легитимности сопротивления», но признает советский коммунизм преступной формой правления. Венгерская Историческая служба, польский Институт национальной памяти, румынский Национальный совет по изучению документов спецслужб, Институт народной памяти в Словакии, Институт изучения тоталитарного режима в Чехии – все эти институты изучают преступления коммунистов. Они делают это до сих пор, хотя прошло 30 лет. Они поступают правильно, что не останавливают эту работу.

РФ должна обладать конституционным статусом государства, непричастного к тоталитарным преступлениям СССР. Нужно закрепить, что РФ создано не как преемник Советского Союза, а вместо и против него. Это справедливый подход, который озвучивал один из членов Конституционного суда Константин Арановский в 2020 г.

В РФ действует Закон о реабилитации жертв политических репрессий. Этот акт напрямую осуждает преступления советского режима. Переживаю, что этот закон могут отменить, так как он явно не сочетается с нынешним курсом страны. Этот закон должен был дать старт декоммунизации России.

Сталинские репрессии осудил сам Советский режим на 20 съезде КПСС. По данным МВД СССР в 1954 г. в ГУЛАГах находился 1 млн 360 тыс заключенных, из них 448 тыс – политические. Микоян после смерти Сталина говорил о лживости преподавания советской истории, критиковал «Краткий курс истории ВКП(б)» 1936 г. Тогда признали, что сталинская система зиждилась на лжи о самой себе: признали, что в стране не было истории, была историческая пропаганда. Сегодня в школы снова идет идеология, насаждают мифы – уже не о прошлом, а о настоящем.

Отрывок из интервью доктора исторических наук, главного научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН, профессора РГПУ им. А.И. Герцена Юлии Кантор про XX съезд КПСС:

«Несколько лет назад я брала интервью у Даниила Гранина.

Он сказал: «Созданную Сталиным систему страха им сегодня нечем заменить, не научились».

Я спросила: «Сталина или страх?».

Он ответил: «Сталина и страх. Сталин и страх — синонимы».

Сильное государство — это не то, которое держится на страхе. Сильное государство уважает своих граждан, свою историю во всей ее противоречивой полноте, а не только в фанфарно-победоносных страницах».