Найти в Дзене
Shikimori

Рейтинг короля – заметки о создании

Несмотря на то, что «Рейтинг Короля» стал дебютной работой режиссёра Ёсукэ Хатты, общая целостность картины делает эту аниме-адаптацию первоклассной. Поэтому пришло время изучить предысторию данного сериала, а также ту роль, которую играет подчёркнутая субъективность в перевоплощении «Рейтинга Короля» из детской сказки в блестящее эпическое приключение, не нарушающее при этом главную суть произведения.

В то время как некоторые из величайших аниме-адаптаций являются, по сути, самодостаточным способом прочувствовать всю историю, другие, напротив, лучше всего подходят в качестве некоего дополнения к оригинальной работе — и это не значит, что от этого они становятся менее впечатляющими. Мы говорим об увлекательных интерпретациях, которые могут переосмыслить повествование в другой, возможно, более современной манере или сместить центр восприятия на совершенно нового персонажа. Вдали от этих масштабных работ по переписыванию оригинала, более тонких, но столь же фундаментальных в своем переосмыслении, мы находим случаи, подобные «Рейтингу Короля».

Оригинальная манга Сосукэ Токи является прямым отражением детского воображения, как будто автор рассказывает нам историю своего собственного становления. «Рейтинг Короля» — его первая успешно опубликованная манга, детская мечта писателя, которую он осуществил только в сорокалетнем возрасте. Изначально Тока отказался от неё десятилетия назад, перестав даже читать мангу, чтобы сосредоточиться на работе белого воротничка. Благоприятное стечение личных обстоятельств и меняющихся тенденций в индустрии, а именно развитие Интернета, значительно облегчающего поиск аудитории с помощью веб-манги, наконец позволило ему добиться того, о чём он мечтал ещё в юности.

Эндинг аниме и саундтрек, спродюсированные выпускником Токийского университета искусств Акино Фукудзи из филиала студии WIT Ibaraki, похожи на ожившую книжку с картинками — и это именно то, что Тока намеревался нарисовать после увольнения со старой работы.

Не будет преувеличением сказать, что «Рейтинг Короля» отражает испытания, выпавшие на долю автора. Художественная часть выстроена более тщательно, чем большинство зрителей может заметить, — в конце концов, Тока в своё время окончил художественную школу, — но в то же время в аниме есть определённая простота и грубые грани. Сознательно или нет, ему удается превратить эти предполагаемые недостатки в оружие, которое усиливает ощущение, будто бы вы заглядываете в тайный дневник ребёнка с потрясающим воображением. В его повествовании есть завораживающее ощущение двусмысленности, для которого просто не было бы места с более детальными и отточенными рисунками. И даже на тематическом уровне трудно отделить заданную автором простую мораль от опыта трудовой жизни, который, по признанию самого Токи, сделал его более чутким человеком. Возможно, рассказывать историю о беспомощном крошечном принце, которому говорят, что он не способен достичь своей цели, когда ты мангака, которому отказали в собственной мечте, — это чересчур эмоционально!

На контрасте с мангой, аниме «Рейтинг Короля» от студии WIT предоставляет нам несколько другой опыт. Дизайн этой адаптации всё ещё стилизован, но рисунки всегда отшлифованы и технически идеальны, кроме того, они удивительно трёхмерны для ограниченного количества деталей и выглядят очень живо, когда это необходимо. Музыкальные темы, написанные MAYUKO, несколько причудливы, но их исполнение в аниме делает картину лишь более полноценной. Работы арт-директора Юдзи Канэко обладают теми же качествами, что и исходный материал. Они стимулируют воображение зрителя, предлагая ему даже больше деталей о мире, чем было в оригинальной манге. Его фоны невероятно точны, но из-за этого они не могут создать то же ощущение, которое дарит нам первоисточник. И это прекрасно соответствует тому, что должна представлять из себя адаптация — гораздо более полноценный и разнообразный опыт.

Благодаря простоте основного посыла, который, конечно же, остаётся нетронутым, аниме-адаптация постоянно протягивает зрителю руку помощи в виде очень чёткой раскадровки — ему легко следить за действиями, а еще легче — за общей идеей, которую подчёркивают все элементы аниме, включая раскадровку. «Рейтинг Короля» всегда навевал воспоминания о сказках и баснях, поэтому адаптация, которая акцентирует внимание на эпичности приключения в более традиционном смысле, на самом деле вполне уместна. Обычно, когда экранизация создаётся с целью стать хитом, острые края исходного материала сглаживаются, и хотя это, несомненно, также заметно и в этом произведении, результат настолько превосходит ожидания, что я считаю невозможным винить творческую группу за это. В конце концов, разница во вкусе двух блюд с одними и теми же ингредиентами делает «блюдо» из «Рейтинга Короля» намного более интересным.

Следуя этой пищевой метафоре, самое время представить шеф-поваров данного аниме. Производство неизбежно начинается с продюсера анимации Майко Окады, которая мастерски дергала за ниточки, чтобы собрать идеальную команду. Если бы вы показали «Рейтинг Короля» кому-то, хорошо разбирающемуся в индустрии аниме, но не следившему за ней в последние годы, этот человек, скорее всего, догадался бы, что этот тайтл был создан студией Shin-Ei Animation и для этого есть веская причина. Окада настолько хорошо влилась в коллектив студии WIT, что ей решили доверить этот проект, посвященный десятилетию студии, — и прошу, не задавайте вопросов, почему они выпустили этот проект до того, как достигли этого рубежа. Окада на самом деле ранее работала в Shin-Ei, которая сделала себе имя, работая над аниме Doraemon. И студия Shin-Ei — это именно то место, где многие сотрудники, начиная с режиссеров и заканчивая аниматорами, встретились и сдружились. Окада была счастлива, что смогла воссоединить своих друзей, и я рад видеть, как это происходит.

Пожалуй, самое время представить режиссёра аниме, ведь я уже подчеркнул, что он лично кадрировал два эпизода и проявил в сериале свой большой опыт, — итак, Ёсукэ Хатта. За последние четыре года он стал одним из самых востребованных раскадровщиков в студии Madhouse. Опыт работы над такими аниме, как Hunter x Hunter, One Punch Man и Death Parade, — особенно под руководством режиссёра-ветерана Синго Нацумэ — явно принёс свои плоды, потому что своим первым сольным проектом он руководил так, как будто занимался этим всю свою жизнь. Даже среди режиссёров, которые смогли сделать фантастические карьеры, многие становятся чрезвычайно робкими, когда дело доходит до собственных шоу. Это объясняется тем, что они слишком перегружены увеличением обязанностей, чтобы позволить своему воображению парить как ранее. Впрочем, Хатте удалось справиться с подобными проблемами при работе над «Рейтингом короля». Возможно, такому исходу поспособствовала общая незатейливость этого тайтла.

Сразу становится ясно, что Хатта хочет от этой адаптации. Так как эта история повествует о крошечном принце, не обладающем физической силой, и тени, даже более слабой и крохотной, чем принц, раскадровки очень субъективны, особенно когда речь идет о перспективе. Аниме часто ставит зрителя на место героев, подчеркивая или даже преувеличивая масштабы мира, который затмевает их. Но, конечно, это сериал с прозрачной моралью, поэтому храбрый жест тяжело раненого принца оформлен в очень величественной манере. Эмоциональный кульминационный момент второго эпизода, раскадрованный Хаттой и анимированный Ёсимити Камэдой, является прекрасным образцом того, как посыл из оригинальной манги идеально совместился с более грандиозным подходом, который был использован при создании аниме. Так что нам, как аудитории, стоит быть довольными тому факту, что Камэда друг Хатты, и надеяться на то, что он, вероятно, сможет внести больше подобных моментов в аниме.

Внести ясность — это цель создателей, которая проявляется во всех аспектах этой аниме-адаптации. Имейте в виду, это не означает, что интриги не будет совсем, а скорее гарантирует, что все тайное так или иначе станет явным. Важной задачей первых серий является разъяснение истинных намерений и характеров персонажей, с соответствующим посланием не поддаваться на все поверхностные проявления. Третья серия была не такой элегантной и размеренной, если говорить о темпе повествования, как первые две, но она всё же сделала всё возможное, чтобы на фоне подобных изменений ритма и перспективы, дать более четкую, более убедительную картину королевы Хиллинг одним махом. Чрезмерно усердная, ошибочная в своём подходе к Боджи, но всё равно любящая мать.

Как упоминалось ранее, эта чёткость применима и к анимации. Дизайнер персонажей и один из главных анимационных режиссеров Ацуко Нодзаки — находка в этом отношении. В то время как оригинальный художественный стиль прост, дизайны требуют чёткости проработки деталей и свойств, и именно эти эластичные, легко поддающиеся эмоциям дизайны анимации, созданные Нодзаки, вывели выразительность на совершенно новый уровень. Хотя она уже регулярно рисовала экшн-сцены до того, как стала работать в WIT, самая большая сила Нодзаки всегда заключалась в этих простых для разбора округлых формах, милых, но всё равно крутых. Смена приоритетов WIT в последние годы позволила ей ещё больше использовать свои сильные стороны, так что мы можем только надеяться, что она продолжит расти в своём мастерстве.

И, конечно же, есть имя, которое знают и которым восхищаются даже самые обычные фанаты, — помощник режиссёра Арифуми Имай, де-факто лучший аниматор «Рейтинга Короля». Его потрясающая сцена драки в первом эпизоде, основанная на экспрессивности Нодзаки, привлекла внимание всего мира, и, кроме того, он приложил свою руку к созданию другой захватывающей сцены в третьем эпизоде, которую изначально не он должен был делать. Имай уже вписал своё имя в историю благодаря работе над аниме Shingeki no Kyojin, и независимо от того, вносил ли он прямые исправления, руководил или просто стал примером для подражания, заметно, что уровень работы над анимацией в «Рейтинге Короля» находится на том же уровне, что и в его титульной работе. За движениями так же легко следить, как и за всем остальным в сериале. Преувеличенная перспектива, к примеру, как в сцене с тренировочным боем, прекрасно обыгрывает постоянную субъективность в дизайне, да и это просто чертовски крутая анимация!

Если вы угнетены текущим состоянием аниме-индустрии и, возможно, всего мира в целом, я, честно говоря, не могу придумать лучшей рекомендации, чем «Рейтинг Короля». Будь то манга с её детским очарованием, грандиозная аниме-адаптация или же изучение и того, и другого, чтобы в полной мере оценить работу команды, стоящей за этой экранизацией, вы всё равно получите замечательный опыт.

Перевод: Алексей Мацкевич

Редактура: Евгения Адушева