На первое место в мире сегодня выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность – это способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.
В международном исследовании PISA термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность обучающегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».
Понятие «математическая грамотность» предполагает владение умениями:
· выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,
· решать их, используя математические знания и методы,
· обосновывать принятые решения путем математических суждений,
· анализировать использованные методы решения,
· интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.
Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, вижу необходимость в развитии способности обучающихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Иногда при изучении отдельных тем математики, при решении математических задач дети задают вопросы: «А для чего это нужно знать? Где нам это пригодится в жизни?». Сомнения в полезности изучаемого материала отрицательно влияют на мотивацию обучающихся. Одним из эффективных средств повышения мотивации к изучению математики являются практико-ориентированные задания по финансовой грамотности.
Финансовой грамотности населения уделяют сейчас большое внимание и значение. Ещё в 2016 году Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк отметила «Вопросы финансовой грамотности в современном мире приобретают особую актуальность и крайне важно, чтобы выпускники наших школ получали необходимые знания и умения использования своих финансов и пользования финансовыми услугами».
8 сентября 2016 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Банком России в области организации и проведения мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности обучающихся России. Совместная деятельность направлена на пропаганду финансовой грамотности среди педагогов и на выявление одаренных и талантливых детей в области финансовой грамотности через проведение конкурсов.
В стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы задача формирования финансовой грамотности школьников определена как одна из ведущих. Именно обучающиеся школ, которые составляют потенциал будущего России, определяются в данном документе как приоритетная целевая группа.
В феврале 2021 года педагоги нашей школы прошли обучение в федеральном государственном образовательном бюджетном учреждении высшего образования «Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации» по программе «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» и получили удостоверение о повышение квалификации в объеме 72 часа.
В этом учебном году мы впервые ввели курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (5-6 классы).
Знание основ финансовой грамотности и умение применять эти знания в практической деятельности позволяет человеку эффективно управлять личными финансами – контролировать доходы и расходы, планировать личный бюджет; безопасно и эффективно пользоваться услугами финансовых организаций, в частности, накопительными и страховыми инструментами.
Задачи по финансовой грамотности органично вписываются в содержание школьного курса математики, так как в большинстве своем решаются с опорой на математические методы изучения и анализа конкретной финансовой ситуации.