«Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности» (И.П. Подласый). [1, с. 17]
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». [2]
Основная цель воспитательной деятельности колледжа – создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания. Система воспитательной деятельности направлена на личностное развитие обучающихся и их социализацию, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций на практике.
Исходя из цели воспитательной деятельности колледжа, я ставлю свои воспитательные задачи, которые реализую на преподаваемой дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» (специальности: 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»):
1. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией: умение искать и грамотно пользоваться нужными источниками информации, оценить достоверность информации, соотнести информацию и знания, запоминать и передавать информацию с использованием различных цифровых средств, правильно организовывать информационный процесс;
2. Подготовка обучающихся к будущей профессиональной деятельности (к разным видам деятельности, связанным с обработкой информации различного типа);
3. Воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности;
4. Воспитание нравственности и основ этической культуры (культуры общения);
5. Воспитание бережного отношения к общечеловеческой культуре, культурному наследию и традициям своего Отечества;
6. Воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей;
7. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям окружающих людей;
8. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Готовясь к занятиям, я продумываю разнообразные формы и методы обучения и подачи материала, выстраиваю пути максимального использования воспитательного потенциала урока.
Например, при изучении первого раздела дисциплины «Аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности» студентами выполняется самостоятельная творческая работа над проектом «Компьютер на моем рабочем месте» (задание дифференцированное – на оценку 3, 4 или 5). Предлагается оформить заявку на имя директора образовательного учреждения (детский сад, школа, учреждение дополнительного образования) на приобретение технических средств обучения, необходимых для работы воспитателя, учителя, педагога дополнительного образования; обосновать необходимость приобретения каждого устройства; для поиска информации можно пользоваться прайс-листами компьютерных магазинов города или поисковой системой Яндекс (Яндекс/Маркет). Выполняя данную работу, студенты учатся осуществлять поиск, отбор, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, воспитывают в себе трудолюбие, инициативность и настойчивость в преодолении трудностей.
При изучении второго раздела дисциплины «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов педагогического назначения» реализуются все вышеперечисленные воспитательные задачи.
Например, рассматривая возможности текстового процессора, предлагаю студентам разработать конспект мероприятия в начальной школе или детском саду к празднику или классному часу по одной из предложенных тем: «День народного единства», «Значимые для России даты», «День Государственного флага РФ» (воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности). Используя возможности графических редакторов, студенты создают плакаты, стенды и коллажи для оформления кабинета или группы по темам: «Красная книга Курганской области», «Мы за здоровый образ жизни», «Здоровье планеты в наших руках!» (воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни). При изучении табличного процессора студенты разрабатывают интерактивные кроссворды на темы: «Профессии», «Права и обязанности гражданина РФ» (воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям окружающих людей). Изучая возможности видеоредактора, работают над тематическими видеороликами: «День России», «День Победы», «День Земли». С помощью программы для создания публикаций создают буклеты, газеты: «Выставка картин известного художника», «Герои Великой отечественной войны» (воспитание бережного отношения к общечеловеческой культуре, культурному наследию и традициям своего Отечества). При изучении возможностей программы для создания презентаций, студенты разрабатывают мультимедийные презентации к мероприятиям по темам: «Культура общения», «Школьный этикет» (воспитание нравственности и основ этической культуры (культуры общения)).
Как видно, поставленные воспитательные задачи реализуются мной, в основном, на практических занятиях. Кроме практических занятий проводятся мультимедийные уроки, уроки-лекции. На уроках студенты выполняют практические работы, разноуровневые задания, самостоятельную творческую работу, участвуют в беседе, заполняют таблицы, выступают с сообщениями и проектами. Обучение осуществляется посредством организации фронтальной и самостоятельной деятельности, работы в парах, которые позволяют решать общие воспитательные и частные личностно значимые задачи.
Хорошо продуманный и подготовленный урок информатики вносит огромный вклад в дело всестороннего развития и воспитания студентов.
Следует отметить отдельную роль педагогического колледжа в формировании нравственности. Ведь именно в педагогических колледжах работают со студентами, которые в последующем сами будут работать с детьми дошкольного возраста и в системе начального образования, обучая и воспитывая будущее поколение. Поэтому вопрос воспитания должен занимать особое место в процессе реализации любой учебной дисциплины, в том числе и «Информатики».
Список источников информации
1. Подласый, И. П. Педагогика : 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 365 с. - ISBN 5-305-00038-6. - Текст: непосредственный.
2. Кодексы и законы : Правовая навигационная система : [сайт]. – URL: https://www.zakonrf.info (дата обращения 27.01.2022). – Текст : электронный.