Добрый день, уважаемые читатели моего канала
В России, к сожалению, "пока петух не клюнет" никто шевелится не будет. Так и в конце правления Александра II накопилось столько проблем, что для наведения порядка пришлось созывать Верховную распорядительную комиссию и приглашать к управлению умелых людей.
Так взошла звезда армянина Михаила Лорис-Меликова. Однако его предложения реализованы не были, а сам он уехал из России. Что же там произошло?
"Временщик" с диктатурой сердца
Диктатура Лорис-Меликова была жесткой, но справедливой. Поэтому ее и прозвали "диктатурой сердца". Первым делом 15 февраля 1880 г. в "Петербургском вестнике" он опубликовал обращение к народу:
«Я осознаю всю сложность поставленной передо мной задачи и несу полную ответственно за ее выполнение. Скажу лишь одно – все преступные выходки будут наказываться по всей строгости закона, однако я приложу все усилия, чтобы защитить законные чаяния и интересы здравомыслящей части русского народа.
Лорис-Меликов понимал, что терроризм в России возник не просто так. Это реакция на многолетнее бездействие царских властей в решении насущных вопросов. Поэтому оголтелых революционеров надо было остановить и предложить народу пакет новых реформ.
Диктатура, как смешно это не звучит, таковой не была. Лорис-Меликов был стеснён в своих полномочиях узостью взглядов влиятельных министров, которые всячески препятствовали деятельности графа. Многие доклады царю Михаил Тариэлович был вынужден готовить в строгой секретности. Эффективность комиссии от того сильно падала.
По сути, Лорис-Меликов играл роль "временщика", который пользовался доверием императора, но сильно не нравился его окружению.
Что предлагал?
Главный тезис Лорис-Меликова, озвученный в специальном докладе Александру II в апреле 1880 г., – "Великие реформы" были плохо проработаны и в чем-то даже противоречат друг другу.
Граф предлагал полностью пересмотреть земскую реформу, преобразовать городское и губернское управление, усилить представительство в выборных органах представителей незнатного сословия, а также реформировать сыскные учреждения. Готовилась реформа печати, по которой царские власти могли вмешиваться в издательскую деятельность только в судебном порядке.
Упрощалась и жизнь крестьян. Был отменен соляной налог. С трудом удалось добиться снижения выкупных платежей.
Незадолго до гибели в 1881 г. Александр II говорил своим сыновьям:
Я дал согласие на программу Лорис-Меликова, хоть и понимаю, что мы встаем на путь конституционной монархии.
1 марта 1881 г. перечеркнул все планы графа.
Консерваторы наносят ответный удар
После смерти Александра II в игру вступил главный консерватор всея Руси обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. У него не было своей программы, он только знал, "как делать не надо". Он называл предложения Лорис-Меликова ненужными мечтаниями о либерализме в России. В тайне от всех Победоносцев подготовил манифест о незыблемости самодержавия.
4 апреля Лорис-Меликов был уволен в отставку. Здоровье его ухудшилось. Он уехал за границу. Да и Александр III дал ему понять, что ему лучше оставаться в Европе.
Уже будучи за рубежом Михаил Тариэлович напишет:
Династия Романовых гроша ломаного не стоит. Но она нужна России.
Реформатор, на которого многие возлагали надежды, умер на чужбине. Он так и не сумел изменить ход российской истории и уберечь ее от трагедии 1917 г.
Как думаете после гибели Александра II у либералов были шансы навязать свою повестку в политике?