Одним из самых драматичных сражений между христианами и мусульманами на Священной Земле является битва при Хаттине. Она произошла в период очередного обострения отношений между Иерусалимским королевством и курдами. Легендарный Саладин, нарушением перемирия со стороны христиан, выдвинулся с тридцатитысячным войском к Тиверии, расположенной на северо-западном берегу Тивериадского озера. Новый король Иерусалимского королевство Ги де Луизиньян решил воспрепятствовать этому. Итогом попытки стали окружение и полный разгром армии христиан. В этой статье попробуем разобраться, почему так вышло, и могла ли битва пойти по иному сценарию.
Как это было
Сбор армии христиан проходил в городе Сепфорисе. Благодаря обилию провианта и родниковой воды, отряды Ги чувствовали себя комфортно. К моменту принятия решения о выдвижении к Тиверии армия христиан насчитывала 20 тысяч человек. У советников короля была два основных плана. Согласно первому следовало немедленно выдвинуться и снять осаду с Тиверии. Армия Саладина, состоящая в основном из наёмников, представлялась слабым противником, который мотивированные орденские рыцари разбили бы в честном бою.
Второй план предполагал промедление. Поскольку местность вблизи Тиверии была пустынна, войска Саладина были слишком многочисленны, что осложняло их снабжение, а Тиверия была хорошо укреплённым городом, считалось, что спешить не стоит. Со временем армия Саладина раствориться, проблемы со снабжением приведут к истощению сил мусульман, что сделает их лёгкой добычей христианских отрядов.
Король Ги остановился на первом плане.
Перед битвой
Христиане выдвинулись из Сепфориса и прошли многокилометровый марш по направлению к Тивериадскому озеру. Подход был из рук вон плохо подготовлен. Уже к середине дня войска были истощены, страдали от жары и невыносимой жажды. Конные лучники неприятеля вели постоянные обстрелы сил христиан. Они превосходили в мобильности пеших лучников короля Ги, а потому умудрялись наносить существенный урон тяжелой рыцарской коннице. Было принято решение разбить лагерь посреди пустыни, всего в нескольких километрах от озера. Саладин не преминул воспользоваться этим странным решением. Ночью на мусульмане собрали вязанки с хворостом и разложили их вдоль дороги. Саладин распорядился заблаговременно отрезать пути к Тивериадскому озеру и начать окружение христианских отрядов.
Первый этап. Окружение
Войны Саладина подожгли заготовленные вязанки с хворостом. От огня загорелся сухой кустарник, в изобилии произраставший вдоль дороги. Столпы дыма устремились ввысь и в стороны, усиливая и без того невыносимую жару, заставляя христиан задыхаться от чада и пыли. Осознав своё отчаянное положение, несколько рыцарей и их оруженосцев перебежали на сторону мусульман, сообщили им, в каком состоянии находится армии короля Ги. После этого Саладин принял решение атаковать. Окружение начало смыкаться.
Второй этап. Попытка прорыва
Осознавая отчаянность положения, король Ги принял решение изменить направление движения и попытаться прорваться в сторону деревни Хаттин, располагавшейся на севере. Отчаянный бросок конных отрядов не привёл ни к какому результату. Войска мусульман ударили оголившиеся фланги и быстро закрыли брешь. Вырваться сумел лишь один отряд Раймунда Триполийского. Последний вскоре после этого погиб от полученных ран.
Третий этап. Резня
Ветер усилился, неся в сторону христиан всё больше дыма. Пехота стала бросать оружие и массово сдаваться. Оставшиеся без прикрытия лучников конные рыцари оказались легкой добычей вражеских стрелков. Лишившись лошадей, они в отчаяние отступали к королевскому шатру. Очень скоро армия Ги была полностью разгромлена, сам он попал в плен.
Потери
Большая часть сил короля Ги либо была взята в плен, либо перебита. Мусульмане не потеряли и десятой части. Основную массу погибших составили легковооруженные воины и конные лучники, погибшие от ответных выстрелов христиан.
Разгром при Хаттине обескровил силы христиан. Через два месяца Саладин осадил и взял Иерусалим. Поражение при Хаттине заложило фундамента возвращения земли Израильской под контроль мусульман.
Как это могло быть
Пожалуй, поражение при Хаттине – это тот случай, когда разгром был не просто не предопределён, а полностью обусловлен решениями короля и его советников. Катастрофические ошибки были допущены на всех этапах этой драмы. Главной из них являлось не обязательное решение о марше на Тиверию, за которое христианская армия и поплатилась в полной мере. Впрочем, шансы избежать катастрофы сохранялись даже после того, как отряды короля Ги покинули Сепфорис.
Тивериадское озеро – главная цель
Марш через пустыню измотал силы христиан, а постоянные атаки мусульман сильно замедляли продвижение. Но возможность продолжить путь сохранялась. Решение разбить лагерь было принято в середине дня, а до озера оставалось не больше пяти километров, в то время как уже было пройдено около двадцати. Добравшись до озера, солдаты утолили бы жажду и даже если бы Саладин решился на атаку, приняли бы сражение в выгодных для себя условиях. В этом случае разгром, произошедший при Хаттине, был бы исключён.
А был ли нужен прорыв?
Решение о прорыве в напраплении Хаттина было принято лично королём Ги. Сложно говорить о том, сыграло ли оно значительную роль, поскольку к тому моменту положение христиан было отчаянным и вряд ли его можно было хоть как-то спасти. Тем не менее, отчаянный рывок лишь ослабил силы христиан, нарушив порядок и оголив фланги. Если бы христиане приняли решение держать круговую оборону, казнить колеблющихся и запаниковавших, до последнего отражать атаки мусульман, оставалась робкая надежда выстоять в тот роковой день и продолжить марш к озеру. В конечном итоге, армия Саладина страдала от жары и утомления ничуть не меньше христиан, главным преимуществом являлись лишь конные лучники, которые были бесполезны в ближнем бою. Это и нужно было использовать, пытаясь сохранить порядок в рядах войск, а не организовывать отчаянный прорыв.
Глупость или предательство?
Таким образом, Хаттинская катастрофа была полностью рукотворной. Вряд ли король Ги сам принимал столь пагубные решение. Поэтому вопрос о том, кто из советников подталкивал его в неправильном направлении представляет куда больший интерес, чем анализ военных ошибок, допущенных армией христиан. В зависимости от ответа на этот вопрос, можно ответить и на другой не менее важный: поражение при Хаттине – это глупость или предательство?
Если вам понравился этот материал, подписывайтесь на канал, а так же на ютуб-канал
https://www.youtube.com/channel/UCLY_aJeOfnTQbhtVgUTgrSw
и телеграм
https://t.me/great_battle_his