Найти тему

3 способа настроить входное усиление на концертной консоли

Оглавление

Когда дело доходит до живого звука, входное усиление — это одна из тех вещей, которые вы должны сделать правильно. Если ваша структура усиления неверна, никакие эквалайзеры, компрессоры или модные плагины не исправят ее.

За прошедшие годы я получил много опыта в работе с регулятором гейн, и встречал многих, кто просто не знает, как правильно настроить гейн на своей консоли.

Я собираюсь предложить вам два способа настройки усиления, а также гибридный подход. Существует несколько мнений о том, как установить коэффициент усиления, и трудно сказать, какой из них правильный. Это действительно зависит от многих факторов. Однако есть несколько неправильных способов сделать это, и мы поговорим о них чуть позже. Во-первых, давайте определим что такое входное усиление.

Входное усиление — это усиление, применяемое консолью к микрофонным и линейным сигналам, поступающим на каждый канал. У большинства консолей есть ручка усиления в верхней части линейки каналов с надписью «Gain».

Ручка отвечает за то, какое усиление применяется к микрофонному предусилителю, что необходимо для повышения уровня входного сигнала от микрофона, до рабочего уровня внутри консоли. С линейными входами дела обстоят немного по-другому, и для ясности мы пока сосредоточимся на микрофонных входах.

Как не устанавливать усиление

Слишком высокое входное усиление обычно приводит к искажениям. Есть несколько консолей — как правило, дорогих аналоговых, — которые прекрасно справляются с перегруженными микрофонными предусилителями, и даже звучат хорошо. Но, в повседневной жизни, вы хотите избежать перегрузки или клиппинга. Особенно это касается цифровых консолей.

Обычно вы можете сказать, что входное усиление установлено на вашей консоли слишком высоко, если вы обнаружите, что все ваши фейдеры установлены ниже -20, а мастер фейдер также внизу.

И наоборот, вы также можете установить слишком низкое входное усиление с неблагоприятными последствиями. Когда входное усиление слишком низкое, все фейдеры ваших каналов будут задраны вверх, мастер будет возможно полностью поднят, и в системе будет много шума, даже если ничего не воспроизводится.

Правильная структура усиления делает жизнь лучше

Очевидно, в этом случае должна быть какая-то золотая середина. Нам нужно найти правильное значение усиления для каждого канала, которое будет лучшим компромиссом между недостаточным и черезмерным усилением.

Две наиболее распространенные точки зрения разделены вопросом о том, что делать с фейдерами. Первый способ — это установить фейдеры на ноль, а затем настроить усиление каждого канала до соответствующего уровня для хорошего начального микса. Второй способ — оптимизировать усиление каждого канала, доводя каждый микрофонный предусилитель до оптимального рабочего уровня, независимо от положения фейдера на консоли.

Для каждого метода есть веские причины, и часто они не так уж далеки друг от друга, когда дело доходит до фактической реализации. Но, как мы все знаем, живой звук — это компромисс, и мы должны определить, какой компромисс лучше всего подходит для наших настроек.

Для простоты назовем два этих способа «Фейдеры в одну линию» и «Оптимальное усиление».

-2

Фейдеры в одну линию

Используя этот способ мы сначала устанавливаем фейдер каждого канала на ноль, а затем настраиваем соответствующий уровень усиления для хорошего начального микса. Если вы тщательно выбрали микрофоны, правильно их разместили и ваши общие уровни сцены одинаковы, вы обнаружите, что все ваши входные уровни довольно близки друг к другу. Но могут быть некоторые каналы, которые просто не должны быть такими громкими в акустической системе, например тарелки, звук от которых может и без усиления прилетать со сцены. Это во многом зависит от места проведения концерта.

Есть несколько «плюсов» в использовании этого метода.

Когда фейдеры находятся на уровне или около нуля, вы находитесь в максимальном разрешении. Посмотрите на маркировку на ваших фейдерах; обратите внимание, что расстояние от −10 до +10 почти такое же, как расстояние от -10 до off. Это означает, что вы можете сделать гораздо более тонкие настройки вашего микса, когда фейдеры близки к нулю. Когда фейдер установлен на -30, небольшой скачок может быть усилением на 5 дБ, тогда как около нуля это может быть 1 дБ.

Легко вернуться к изначальному миксу, когда все фейдеры находятся в районе нуля. Вы можете делать всевозможные движения фейдеров во время песни, а затем возвращать фейдеры близко к нулю для начала следующей. Это отлично подходит для того, чтобы помочь менее опытным помощникам научиться микшировать — скажите им, чтобы они держали фейдеры близко к нулю, вносили тонкие изменения и слушали, как это звучит.

Как и везде, в этом подходе есть и некоторые «минусы».

Вы не можете оптимизировать усиление для каждого канала. Некоторые из ваших очень громких акустических инструментов — и я снова выберу тарелки — могут быть установлены довольно низко. Это приведет к более низкому уровню для мониторных миксов.

Когда использовать этот способ

Мне нравится использовать этот подход, когда у меня есть хорошая, чисто звучащая консоль, которая не будет меня раздражать, если усиление будет немного низким. Пока общий уровень колеблется в пределах 10 дБ или около того, я могу заставить мониторные миксы или персональные мониторы работать хорошо, с минимальными жалобами со стороны группы.

Я также склоняюсь к этому способу в случае работы на консолях с короткими фейдерами. На такой консоли у вас очень ограниченный диапазон для микширования; опустите фейдеры слишком низко, и внезапно тонкая настройка становится очень нестабильной.

Но с другой стороны, консоли с короткими фейдерами, как правило, являются более дешевыми моделями с более шумными предусилителями, которые выигрывают от более оптимизированной структуры усиления, поэтому вы должны помнить об этом. Как я уже сказал, все дело в поиске наилучшего компромисса.

Оптимальное усиление

При этом подходе мы сначала устанавливаем усиление каждого канала на оптимальные уровни, а затем поднимаем фейдер на соответствующий уровень для начального микса. По сути, это противоположный подход к способу "Фейдеры в одну линию".

У этого способа есть очевидные плюсы…

Соотношение сигнал/шум максимальное, и вы получаете, возможно, лучший звук. Когда предусилители работают на оптимальном уровне, вы получаете наибольшее количество полезного сигнала и наименьшее количество шума, и это хорошо.

Поскольку входные уровни настроены оптимально, проще делать микс для мониторов и персональных мониторных систем.

С другой стороны, этот метод не лишен недостатков.

Ваши фейдеры могут оказаться повсюду. Кто-то может возразить, что назначением фейдеров является микширование, и это правда. Но когда у вас есть 32 фейдера, которые находятся на разных уровнях, запомнить, где они все должны быть к началу новой песни может быть сложно.

Разрешение фейдера тоже может быть проблемой. Существует выше упомянутая проблема разрешения фейдеров, с которой вам все еще приходится бороться, хотя, возможно, каналы с низкими уровнями фейдеров, вероятно, являются теми, которые вы все равно не собираетесь сильно трогать.

Когда использовать этот метод

Очень подойдет если вы работаете на консоли с посредственными предусилителями. Если вы используете персональные системы мониторинга, это отличный способ улучшить их звучание.

-3

Гибридный подход

В гибридном подходе я стремлюсь держать фейдеры в районе нуля и использовать оптимальную работу предусилителя. Это можно сделать с помощью триммера, который присутствует на большинстве цифровых консолей. Вот как мы это используем.

Во время проверки звука я настраиваю предусилитель каждого канала на оптимальный уровень. Вот где я думаю, что они звучат лучше всего. После того как уровни входного сигнала установлены, я буду использовать цифровой триммер, чтобы усилить или ослабить сигнал до соответствующих уровней, которые позволят держать фейдеры в районе нуля.

Это дает мне лучшее из обоих способов — оптимальное усиление и возможность держать фейдеры в районе нуля.

Поскольку работа цифрового триммера очень чистая, она не оказывает реального негативного влияния на звук, и позволяет настроить работу консоли достаточно хорошо.

В качестве дополнительного бонуса, мы можем ходить по залу с iPad во время репетиции, подстраивая триммеры, чтобы получить хороший начальный микс, и знать, что когда мы вернемся к консоли, все фейдеры все еще будут в районе нуля.

Конечно, в этом есть множество переменных, и вам все равно нужно микшировать песни. Правильная настройка усиления не освобождает вас от обязанности продолжать работать над тем, чтобы группа звучала отлично на протяжении всего сета. Однако, как только усиление установлено правильно, микшировать становится намного проще.

Все эти подходы предполагают, что общее усиление системы установлено правильно.

Какой бы способ вы ни выбрали для настройки входного усиления, вы также должны знать, как работает система усиления в целом. Вы можете правильно настроить входное усиление, но все равно обнаружите, что мастер-фейдер приходится ставить на -30 или +10, чтобы получить оптимальный уровень. В этом случае вам, вероятно, потребуется внести некоторые коррективы дальше по цепочке.

Это хороший повод, чтобы посмотреть на входные и выходные уровни вашего системного процессора, а также на усилители, чтобы убедиться, что все уровни в норме.

#концертный звук #микрофонный предусилитель #микшерный пульт #обработка звука #звукорежиссер