Найти в Дзене
Репетитор

Как найти сказуемое в предложении?

Сказуемое - это ключевая часть предложения, без него предложение не существует. Ниже разбираемся, что же это такое, и работаем с конкретными примерами. Уметь находить сказуемое важно, чтобы в целом качественно работать с предложением, верно определять роль других членов предложения, относящихся к группе сказуемого, и ставить (или не ставить) соответствующие знаки препинания. Сказуемое вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения. По волшебству, находя сказуемое, Вы автоматически находите его "вторую половинку" - подлежащее (если оно в предложении имеется), и наоборот. Дарю Вам КЛЮЧ для нахождения грамматической основы в любом предложении: "КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?" В таком виде эту фразу запоминаем и применяем. При этом понимаем, что указанная формулировка универсальная, обобщенная, условная и часто она не будет соответствовать грамматическим формам конкретных подлежащих и сказуемых. Вместе с тем, именно такая формулировка удобна, запоминаема и помогает легко определить грам
Оглавление

Сказуемое - это ключевая часть предложения, без него предложение не существует. Ниже разбираемся, что же это такое, и работаем с конкретными примерами.

Уметь находить сказуемое важно, чтобы в целом качественно работать с предложением, верно определять роль других членов предложения, относящихся к группе сказуемого, и ставить (или не ставить) соответствующие знаки препинания.

Сказуемое вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения. По волшебству, находя сказуемое, Вы автоматически находите его "вторую половинку" - подлежащее (если оно в предложении имеется), и наоборот.

Дарю Вам КЛЮЧ для нахождения грамматической основы в любом предложении:

-2

"КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?"

В таком виде эту фразу запоминаем и применяем. При этом понимаем, что указанная формулировка универсальная, обобщенная, условная и часто она не будет соответствовать грамматическим формам конкретных подлежащих и сказуемых. Вместе с тем, именно такая формулировка удобна, запоминаема и помогает легко определить грамматическую основу предложения, как бы она ни была выражена.

Почему это важно? В своей практике я столкнулась с тем, что для определения грамматической основы детям в школе (разным детям в разных школах) рекомендовали формулировку "О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?"
НО!!! "О чём говорится" - это тема. А сказуемое - "что делает?".
Чтобы получить правильный ответ (в нашем случае найти сказуемое), нужно задать правильный вопрос.

ПРАКТИКА

-3

Указанные примеры просты, сказуемые выражены глаголами, обозначающими действие. Усложним:

-4

В представленных выше примерах сказуемые содержат именную часть, например: имя существительное (Я - Человек!), имя прилагательное (Весна красна...), сравнительный оборот (Голос как колокольчик.), фразеологизм (Он гол как сокол.). Возможны и другие варианты.

Для корректной работы с такими предложениями необходимо воспользоваться глаголом "является". В итоге изменяем синтаксическую конструкцию, например: "Я (являюсь) Человек(-ом). Во вновь образованной конструкции намного проще определить "кто? что делает?", чем в исходной.

Теперь давайте сравним:

-5

Разбираемся: 1) Расстояние (является каким?) - сто километров.
2)
Гости - это козлята? Или козлята - это гости?
В таких случаях, как последний, синтаксическая роль подлежащего и сказуемого напрямую зависит от контекста. Мы решили, что козлята являются гостями. Однако возможен и такой вариант:

Как тебе такое, Илон Маск?
Как тебе такое, Илон Маск?

Таким образом, в роли сказуемого может выступать цельное сочетание, состоящее из имени числительного + имени существительного в родительном падеже. Для проверки можно исключить одно из слов цельного сочетания, при этом смысл высказывания исказится либо утратится. Сегодня наши гости - семеро... ???

Продолжаем усложнять и радоваться!

-7

В указанных выше случаях видим, что сказуемые выражены словами категории состояния (они же безлично-предикативные слова). При них не бывает подлежащих.
Если возникнут сомнения, легче всего изменить в таком предложении время:
Тепло. / Было тепло. / Будет тепло.

А теперь особое внимание! Инфинитив-нарушитель!

Сравните примеры:

-8

Кто что делает? Задаём вопросы в каждом отдельном случае.
Я
хочу полить тюльпаны. - Я хочу и я же полью.
Я
велел полить тюльпаны. - Я велел, а поливать будет кто-то другой.

И последнее.

Сказуемое в предложении имеется всегда, но часто оно не выражено, а лишь подразумевается. В таких случаях на помощь приходят слова "есть", "имеется", "является". Например:
Столько мнений
(есть), столько вариантов (есть)!
Дом
(есть). Вот дом (есть). Здесь (есть) дом и флигель.