Найти тему
Информатика

Примеры использования интерактивной доски в пропедевтическом курсе информатики

Сегодня во многих школах выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ». В нашей школе за счет школьного компонента введен пропедевтический курс в 5–7 классах (УМК Босовой Л.Л.). Пропедевтический курс информатики необходим для подготовки учащихся к изучению базового курса, развития интереса к предмету и обеспечения основных навыков работы с компьютером для всех учеников.

Среди основных целей обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах – формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Умение строить модель решаемой задачи, устанавливать отношения и выражать их в предметной, графической или знаковой форме – залог формирования общеучебных умений. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Большую помощь в этом может оказать использование интерактивной доски на уроке. Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

· материалы к уроку можно приготовить заранее – это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения;

· можно создавать ссылки с одного файла на другой, это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов;

· материал можно структурировать по страницам;

· после занятия файлы можно сохранить, чтобы ученики всегда имели доступ к ним, их можно использовать во время проверки знаний учеников.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватель и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Возможность передвигать объекты по доске помогает в таких занятиях, как:

· соединение;

· классификация;

· группировка;

· сортировка;

· заполнение пропусков;

· упорядочивание.

В данной курсовой работе приведены три примера использования возможностей интерактивной доски на уроках пропедевтического курса информатики.

Переход к конкретным примерам, выполненным в программе SMART Notebook, осуществляется с помощью гиперссылок с первого слайда презентации. Задачи взяты из учебников Босовой Л.Л.

1. Задача о переправе

Два солдата подошли к реке, по которой на лодке плавают двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещают?

На экране стилизованное изображение реки, изображения солдат и мальчиков. Учащиеся могут проверять свои варианты решения задачи, перемещая объекты в нужном направлении (для простоты сама лодка не перемещается). Алгоритм решения данной задачи можно увидеть, отодвинув закрывающий его прямоугольник.

2. Задача на переливание

Злая мачеха отправила падчерицу к роднику за водой. «Вот тебе два ведра, в одно из них входит 9 литровводы, а в другое – 5 литров. Но ты должна принести домой ровно 3 литра воды», – сказала она бедной девушке. Как должна действовать падчерица, чтобы выполнить это поручение?

На экране изображены два ведра. Нужные количества воды в виде прямоугольников соответствующего размера можно перетаскивать на изображения ведер (используется утилита множественного клонирования) или удалять их. Алгоритм решения данной задачи можно увидеть, отодвинув закрывающий его прямоугольник.

3. Табличный способ решения логических задач

Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по истории, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:

1) победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;

2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;

3) Саша всегда побаивался истории;

4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;

5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;

6) Аня сожалеет о том, что у неё остаётся мало времени на литературу.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

На экране изображена таблица. Анализируя условие задачи и учитывая, что каждый ученик может быть победителем только одной олимпиады, учащиеся устанавливают связь между парами объектов, записывая в ячейки таблицы соответствующие знаки (0 или 1, + или -). Проверить правильность решения можно, потянув за стрелку с надписью «Решение».

В каждом из трех примеров есть стрелка с надписью «Демонстрация». Щелкнув на ней, можно просмотреть процесс решения задачи в виде анимации, созданной в программе Power Point 2003.

ЛИТЕРАТУРА

1. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

4. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

5. http://www.smartboard.ru