Понятие «тафгай» в хоккее обозначает игрока определённой роли, в чьи задачи входит по большей части не созидание у чужих ворот, а защита ключевых игроков своего клуба. Тафгай должен уметь драться, толкаться, быть зачинщиком потасовок - с целью вывести из себя игроков противника.
Если тафгай за полный сезон наберёт 8 очков и 200-250 минут штрафа, это довольно хорошая статистика для игрока его амплуа. Тафгай и не должен быть великим снайпером или плеймейкером. Это скорее бодигард снайперов и плеймейкеров.
Никто от охранника Моргенштерна не ждёт сольного альбома, но присутствовать на студии он обязан. Хочется верить, что Тимофей в группе Hi-Fi тоже выполнял не декоративные функции, а хотя бы оборонял Митю Фомина от неугомонных фанатов разного пола. Иначе зачем он там был нужен? Вопрос, будоражащий всю редакцию нашего канала.
26 марта 1997 года состоялась одна из самых ярких массовых драк в истории НХЛ. Тот день навсегда вошел в летопись противостояния «Детройта» и «Колорадо», а также запомнился всем как «кровавая среда».
В тот день тафгай Даррен МакКарти просто аннигилировал лицо игрока «Колорадо» Клода Лемье, а вратарь Патрик Руа затеял драку с вратарём «Детройта» Майком Верноном. Но обо всём по порядку.
Предыстория конфликта
В финале Западной конференции 1996 года «Детройт», у которого не было Кубка Стенли уже 42 года, встречался именно с «Колорадо Эвеланш». «Лавины» по итогу и завоюют главный трофей НХЛ того сезона. Но пока это просто молодая дерзкая команда, только что переехавшая из Квебека.
В шестом матче серии игрок «Эвеланш» Клод Лемье жестким силовым приёмом встречает сзади центрального нападающего «красных крыльев» Криса Дрейпера. После удара лицом о борт становится ясно - Дрейпер подняться самостоятельно не сможет. В итоге, у Криса были зафиксированы перелом носа, челюсти, глазной кости, лицевой кости, повреждение шеи, несколько выбитых зубов и сотрясение мозга. Крис перенес несколько операций и два месяца питался через трубку. Некоторые посвящения в студенты в Саратове заканчиваются так же, но Крису Дрейперу, безусловно, пришлось несладко, поскольку все травмы он сосредоточил на себе, а не диверсифицировал по лицам одногруппников.
Что же до Клода Лемье, то он был наказан всего лишь двухматчевой дисквалификацией. Игроки «Детройта» были в бешенстве, однако в следующих нескольких матчах всё проходило гладко и без потасовок.
«Кровавая» среда, или «Заварушка на Джо Луис Арене»
В среду, 26 марта 1997 года, Клод Лемье и «Колорадо Эвеланш» в конце регулярного чемпионата приехали в Детройт, чтобы сыграть с «Рэд Уингз». На игре присутствовали 19983 зрителя. Каждый из пришедших в тот день на Джо Луис Арену ещё не подозревал, что станет свидетелем самого кровопролитного матча этих команд, а, может быть, и всей лиги за всю историю.
Крис Дрейпер уже давно был в строю и играл за «Детройт», но команда жаждала мести за своего одноклубника.Первая драка между защитником «лавин» Брентом Северином и Джейми Пушором из «Детройта» — состоялась через 4:45 после начала игры. Вторая драка произошла на отметке 10:14 между Кирком Молтби и Рене Корбе.
Самый лютый замес начался в конце первого периода. После столкновения Игоря Ларионова из «крыльев» и Петера Форсберга между игроками произошла потасовка. Для понимания раскаленности градуса и ненависти команд друг к другу - оба игрока, наоборот, славились спокойствием и сдержанностью на льду, и стали легендами именно за свою игру и хладнокровие, а не драки.
Форсберг повалил Ларионова на лёд, но Игорь не стал отмалчиваться и нанёс два удара Форсбергу. Судьи не спешили свистеть, однако ситуация на льду явно вышла из-под контроля. В этот момент тафгай «Детройта» Даррен МакКарти напал на Клода Лемье, повалил его и нанёс серию ударов.
У Лемье просто не было шансов, так как момент первого удара он не видел. Клод упал на лёд, закрыл голову руками и просто стоически принимал на себя град ударов от тафгая «красных крыльев». Даррен бил руками и несколько раз попал коленом по лицу. Если вы видели лицо опухшего алкоголика, обмотанное скотчем, из легендарного видео «Санаторий Сатаны», то даже оно вам покажется привлекательнее физиономии Клода Лемье после той драки. Лицо Лемье приняло нераспознаваемые очертания. Это был, скорее, Крэнг из «Черепашек-Ниндзя».
Пострадавший год назад Крис Дрейпер был отмщён сполна. Команды дрались уже практически 5 на 5,а единственными, кто не принимал участие в бойне, оказались как раз Ларионов и Форсберг, с которых всё началось.
«Я не унимался. Я хотел сделать ему больно. Я махал кулаками, пытался ударить его головой об лед. Я подтащил его к борту, чтобы Крис Дрэйпер мог получше разглядеть все происходящее» – описывал тот эпизод с Лемье в своих мемуарах Даррен МакКарти. Да, он написал книгу. Да, человек с более, чем двумя сотнями драк в НХЛ.
Увидевший избиение Лемье вратарь «Колорадо» Патрик Руа не удовлетворился ролью пассивного наблюдателя, а побежал вызволять товарища из беды. Направившись к центру площадки, чтобы вмешаться, Руа уже был готов напасть на МакКарти. Но его на полной скорости «встретил» форвард «Ред Уингз» Брендан Шэнахэн. После чего в драку с Шэнахэном вступил защитник «Колорадо» Адам Фут, а Патрик Руа схлестнулся с вратарём «Детройта» Майком Верноном. Бой с Верноном стал первым, но не последним боем Руа с вратарями «Детройта».
Уже через год Патрик схлестнулся с Крисом Осгудом, а в 2002 едва не подрался с Домиником Гашеком, но их успели разнять. Да и Доминику Гашеку не требовались лишние страдания, ведь через несколько лет ему ещё играть за московский «Спартак» в КХЛ. Что по уровню боли равносильно тысяче ударов в лицо или тройному прохождению сквозь шпицрутены.
С Верноном Руа провел действительно неплохой бой, несколько раз мощно попав в лицо голкиперу «Детройта», однако, и сам Руа пострадал в этой драке. В итоге, Вернона отправили в раздевалку, а Руа прямо на льду накладывали швы на поврежденную кровоточащую бровь. Доказывая устаревшую фразу про хоккей и настоящих мужчин (которую уже подверг сомнениям игрок системы «Нешвилла» Люк Прокоп, признавшийся в нетрадиционной ориентации), вратари спустя несколько минут продолжили игру, как будто ничего не произошло.
Словно два дальних родственника жениха и невесты на провинциальной свадьбе: после лютой поножовщины возвращаются к столу и, как ни в чём ни бывало, кидают купюры в ползунки «на мальчика» и «на девочку».
Лёд по окончании той драки почти 10 минут очищали от крови. Толпа зрителей бесчинствовала и предвкушала продолжение. Через 15 секунд после массового побоища и битвы вратарей состоялась последняя драка в первом периоде между Адамом Дэдмаршем («Колорадо») и Владимиром Константиновым («Детройт»).
Во втором периоде произошло еще ПЯТЬ сочных драк с участием хоккеистов обеих команд. Но, если вы думаете, что в этом матче были только драки, то спешу вас огорчить. Команды ещё и показали качественный красивый хоккей. Основное время матча закончив боевой ничьей 5:5. А уже в овертайме победную шайбу забросил, вы не поверите, тафгай Даррен Маккарти. 6:5 в пользу Детройта. 11 шайб и ещё больше драк, море крови, огня и эмоций в одном из самых ярких матчей Национальной Хоккейной Лиги.
Сейчас понятие «тафгай» уходит на второй план. Из-за потолка зарплат, ужесточения правил и огромных внутрикомандных штрафов стало невыгодно держать в клубе игрока, который умеет только драться. Поэтому в последнее время побоища команда на команду встретить можно разве что в низших дивизионах или предсезонных турнирах.
На ум приходит драка «Академия Михайлова» Тула – «Крылья советов» Москва, на кубке губернатора Тульской области, когда игроки за неделю до старта регулярки решили развлечься кулачными боями. Из официальных матчей можно вспомнить регулярное мордобитие между «Авангардом» и «Витязем», когда подмосковный клуб хотел соответствовать богатырю из своего названия и брал в команду только тех, кто знает правило "до первой крови".
«Кровавая среда» стала отправной точкой взаимной ненависти двух мощных команд, а для «Детройта» ещё и стала счастливой - по-настоящему завела команду. Ибо в сезоне-96/97 хоккеисты из города моторов завоевали-таки свой Кубок Стенли. Серии плей-офф между «Колорадо» и «красными крыльями» станут украшением всей лиги на долгие годы вперёд, даря эмоции абсолютно всем, даже далеким от хоккея людям.
Сейчас эти два клуба в совершенно разном положении: «Детройт» уже 6 сезонов не может выйти в плей-офф, а «Колорадо» совсем скоро во второй раз подряд может стать лучшей командой регулярки. Однако именно такие противостояния делают НХЛ лучшей хоккейной лигой в мире. Лигой, где человеку, проведшему более 200 боев на льду, вдруг во время драки приходит мысль: «О! А что, если я - писатель?..»
Ставьте пальцы вверх, рекомендуйте знакомым, впереди много интересного!
Читайте другие наши материалы: