В каждой науке, включая педагогику, можно условно выделить три органически связанные друг с другом части: 1) методологию; 2) теорию; 3) технологию, или методику.
Методология – это логика, философия науки. Она включает в себя осмысление методов познания и исследования изучаемого наукой явления – ее предмета, а также само толкование предмета и его связей с другими предметами (явлениями) окружающего мира. Теория – основное содержание добытого наукой знания об изучаемых явлениях. В развитии и становлении педагогического знания важную роль в разные периоды сыграли теория элементарного образования (И. Песталоцци), теория воспитывающего обучения (И.Ф. Гер-барт), общая теория развития личности (К.Д. Ушинский), теория возрастного развития детей (П.П. Блонский), теория воспитательного коллектива (А.С. Макаренко, И.Ф. Козлов). Технология, или методика, представляет собой приложение научных знаний к практической деятельности человека, в нашем случае – педагогов: родителей, учителей и воспитателей. Для всех них разрабатываются конкретные методики, например методика преподавания русского языка, методика обучения столярному делу и т. п. Овладение технологией (методикой) венчает процесс профессиональной подготовки специалиста в той или иной деятельности в области производства, экономики, образования или культуры.
Классическим примером высокоэффективной технологии может служить книга К.Д. Ушинского «Руководство к преподаванию по Родному слову», адресованная родителям и учителям. Не одно поколение педагогов с успехом пользовалось изложенной в ней методикой [1-3].
Методологию педагогики, как, впрочем, и любой другой науки, в первую очередь питает философия. Так, в научном мышлении прочно утвердился разработанный Г.В. Гегелем диалектический метод, предлагающий каждый предмет рассматривать как процесс в его развитии и связи с другими предметами. Другим примером может служить антропологический принцип, обоснованный в философии Л. Фейербахом, а вслед за ним – Н.Г. Чернышевским. Этот принцип стал руководящим в созданной К.Д. Ушинским педагогической антропологии. Пример приложения общенаучного метода к анализу педагогических явлений – всесторонний подход И.Ф. Козлова к характеристике воспитания, когда последовательно раскрываются природа, назначение, структура (форма и содержание), механизм – способ осуществления и источник предмета педагогической науки.В то же время каждая наука сама творит свою методологию. Теории, созданные предшественниками, становятся руководящим началом для их последователей в разработке новых теорий. Так, для И.Ф. Козлова изучение опыта и трудов А.С. Макаренко стало основой для характеристики предмета педагогики и формулирования основных законов воспитания. Толкование Козловым воспитания как общественного явления становится важнейшим методологическим принципом познания других педагогических явлений и фактов.
Вслед за А.С. Макаренко назовем современную логику педагогических исследований технологической. Она зародилась в процессе политехнизации единой трудовой школы и сближения ее с производством. В июне 1928 г. С.Т. Шацкий выступил с докладом «О рационализации занятий в школе», где говорил: «Рационализаторские приемы надо воспитывать и у учителя, и у учеников... Чтобы подойти к изучению работы учителя, необходимо будет расчленить ее на главные элементы, операции... из которых она слагается, и оценить их значение в общем ходе педагогической работы». Операции, работа – это уже понятия технологии. А чуть раньше в издательстве «Московский рабочий» была выпущена книга «На путях к индустриализации школы». Ее автор М. Кам-шилов, директор Шатурской школы, входившей в состав 2-й опытной станции Наркомпроса, пишет о внедрении принципов научной организации труда в педагогический процесс: «В 1925–1926 гг., когда школа подошла вплотную к стремлению перейти в своей работе на принципы рационализированной фабрики, рационализированного завода, когда она этот вопрос стала прорабатывать теоретически, естественно, и в практику школы все более и более проникали принципы ноти-зации».
К сожалению, этим росткам новой педагогической логики было не суждено прорасти. В начале 1930-х гг. опытные станции Наркомпроса, превращавшиеся в мощные научно-учебно-производственные объединения, были закрыты [4-6].
Тогда же были прекращены поиски путей сближения школы с производством в целях соединения обучения с производительным трудом. С.Т. Шацкий и многие его соратники не по своей воле отошли от активного участия в строительстве новой школы. Больше других повезло А.С. Макаренко. До 1936 г. включительно он руководил Детской трудовой коммуной имени Ф.Э. Дзержинского, в составе которой был оснащенный современной техникой завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты. Очевидно, в силу этого А.С. Макаренко внес наиболее значительный вклад в разработку технологической логики педагогического мышления: дал ей название, сформулировал ее постулаты (основные положения) и охарактеризовал типичные ошибки при оценке педагогических средств.
Описывая в «Педагогической поэме» свое столкновение с педагогическим олимпом, А.С. Макаренко сокрушался: наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Однако, как полагали Шацкий и Макаренко, основой воспитательной работы должна стать организация жизни ребенка, а не беспрестанные нравоучения. Именно этот подход напрямую ведет к рождению новой педагогической логике – технологической.
В конце 1932 г. А.С. Макаренко пишет статью «Опыт методики работы детской трудовой колонии». В этой работе появляются непривычные для педагогического слуха термины: «материал», «проектировка», «техника», «производство», «продукт». Так Макаренко пытается осмыслить педагогический процесс