Монография под названием «Совершенствование деятельности Центрального банка Российской Федерации в сфере контроля расчетно-кассового обслуживания коммерческих банков» написана двумя кандидатами экономических наук, доцентами кафедры финансов и кредита Российского государственного социального университета Яниной Ольгой Николаевной и Локтионовой Юлией Николаевной.
Несмотря на степени авторов, работа выполнена непрофессионально, не рекомендуется к прочтению и оставляет желать лучшего.
В данной статьи я приведу свои замечания авторам монографии и дам их краткий разбор. Буду это делать от более важных замечаний к менее важным.
1) Авторы в состав банковской системы России кроме кредитных организаций и Банка России включают также аудиторские организации, рейтинговые агентства, предприятия по производству необходимого оборудования, информационные агентства и кадровые организации (с. 11). Почему они не включили в состав университеты, которые обучают банковскому делу, или ИТ-компании, которые разрабатывают банковское ПО, не совсем понятно.
Стоит сказать, что согласно законодательству российская банковская система состоит из Банка России, кредитных организаций и представительств иностранных банков.
2) Авторы утверждают, что функции Банка России «лежат вне плоскости теории экономического роста, они не соответствуют практическим целям и задачам повышения деловой активности» (с. 21). Тут же звучит не менее оригинальная мысль, что «стабильные цены в стране и низкий уровень инфляции еще не являются залогом устойчивого экономического роста» (с. 21).
Складывается ощущение, что авторы никогда не открывали вкладку «Исследования» на сайте Банка России и не прочитали ни одной аналитической записки.
Одной из основных задач Банка России является поддержание инфляции вблизи заданной цели, которая сейчас составляет 4%. Такой уровень инфляции должен снижать неопределенность бизнеса и граждан, которое, в свою очередь, увеличит горизонт планирования. Низкие инфляционные ожидания позволяют рациональнее реализовывать бизнес-проекты и эффективнее планировать свои расходы.
3) Авторы пишут, что юридические лица обязаны хранить денежные средства в коммерческих банках (с. 22). Ссылка на какой-либо нормативный документ отсутствует, поскольку такого документа нет. Есть законодательные ограничения на сумму наличных расчетов, но полученную выручку компания вправе хранить, например, и в своей кассе.
Стоит добавить, что сегодня без открытия расчетного счета бизнес не может полноценно функционировать, поскольку к нему привязаны безналичные расчеты, торговый эквайринг, кредитные продукты и зарплатные проекты. Но это вовсе не означает, что компании обязаны хранить все свои денежные средства на расчетных счетах.
4) В монографии, изданной в 2021 г., допускается частая ошибка подобных работ, что в платежной системе Банка России платежи проводятся с использованием внутрирегиональных электронных расчетов (ВЭР), межрегиональных электронных расчетов (МЭР) и авизо (с. 29). Почему авторы не упомянули в этом списке систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП) остается загадкой.
На сегодняшний день платежная система Банка России состоит из сервиса срочных платежей, сервиса несрочных платежей и сервиса быстрых платежей. В монографии эти сервисы отсутствуют, но это не является загадкой, потому что авторы, скорей всего, отдали в печать работу прошлых лет без какой-либо серьезной редактуры.
5) Кассовое обслуживание коммерческих банков, как утверждают авторы, происходит по заранее представленным заявкам, для чего они передают в территориальное учреждение Банка России прогноз поступления наличных денег за 45-50 дней до начала квартала (с. 49).
Тут же они пишут, что заявку на подкрепление операционной кассы следует подавать не позднее, чем за пять дней до возникновения такой потребности (с. 49).
Авторы продолжают следовать своему правилу и не дают ссылок на нормативные документы, поскольку есть определенные сомнения относительно этих требований.
Я несколько лет проработал в коммерческом банке, и не припомню случая, чтобы информация с прогнозом о поступлении наличных денег представлялась в Банк России. Как правило, для выдачи или приема денежной наличности оформляются кассовые заявки, которые затем направляются в Банк России.
Данные заявки необходимо направлять в Банк России накануне или в день получения денежной наличности. Об этом же говорится в Альбоме унифицированных форматов электронных банковских сообщений (УФЭБС) Банка России.
6) По мнению авторов, «стремление банка к получению прибыли не является определяющим фактором его коммерческой деятельности» (с. 11). Не знаю, видели ли они где-нибудь и когда-нибудь такое руководство банка или такого его собственника, который согласился бы с этой мыслью.
Суть коммерческой деятельности именно в том и состоит – получить максимальную прибыль и тем самым нарастить свою капитализацию. Когда Адам Смит писал о невидимой руке, он имел ввиду, что предприниматель, стремясь к своей выгоде, создает что-то полезное для общества, отчего выигрывают и предприниматель, и само общество. Отсутствие прибыли в этой цепочке уничтожает всякий стимул создавать добавленную стоимость. А стимулы сами по себе – одна из основ экономики.
7) Следующая мысль авторов мне особенно приглянулась. В рейтинге непонятностей я бы поставил её на первое место. Приведу эту цитату полностью:
«Следует вернуть банкам присущую им социальную миссию на основе привлечения к их деятельности граждан страны, что поможет сделать их функционирование прозрачным, малорискованным и направленным на решение задач экономики в регионах проживания населения при понимании общей ответственности за достигнутые результаты. Безусловно, нужна возможность создавать банки на кооперативной основе, а также институты, не преследующие цель получения максимальной прибыли и ориентированные на решение экологических, этических и общественных проблем» (с. 86).
Я прочитал этот отрывок несколько раз, но так и не понял, что имели ввиду авторы. Ощущение, что это описание некоего коммунистического банка: бери, сколько хочешь, отдашь, сколько сможешь.
8) Во второй главе авторы указывают, что стимулирование экономического роста является является одной из целей монетарной политики (с. 34), хотя на самом деле в функции Банка России это не входит.
Регулятор занимается поддержанием инфляции на определенном уровне, достижение которого является необходимым, но недостаточным условием для экономического роста.
С учетом второго замечания (с. 21), которое я привел выше, следует, что функции Банка России, с одной стороны, никак не связаны с экономическим ростом, а с другой – все-таки связаны со стимулированием экономического роста.
9) Осталась без пояснения мысль авторов, что в процессах расчетно-кассового обслуживания учреждения Банка России проводят клиринговые расчеты между коммерческими банками в пределах одного города (с. 31-32).
10) В монографии используются такие термины, как «начальные межфилиальные обороты» и «ответные межфилиальные обороты», но без объяснения, что это значит (с. 48). Складывается ощущение, что важнее монографию «наполнить», чтобы обеспечить объем, а вот придать суть и смысл описываемым процессам и определениям не имеет большого значения.
11) В монографии, вышедшей в 2021 г., авторы почему-то продолжают использовать термин «ставка рефинансирования», хотя с 2016 г. применяется другой термин – «ключевая ставка».
12) Авторы пишут «российская платежная система» (с. 70) или «платежная система страны (с. 71), не уточняя, что насколько платежная система Банка России является российской платёжной системой, настолько же, например, и платежная система «Таможенная карта» – российская платежная система.
13) Начало первой главы монографии начинается с такого предложения:
«Экономическая сущность коммерческих банков выражена в специфике их деятельности, которая выражена в выполнении роли особых финансовых посредников на экономическом рынке» (с. 9).
Спрашивается, зачем в одном предложении, спустя всего несколько слов, снова использовать то же самое слово? И почему авторы пишут «экономический рынок», хотя в данном контексте уместнее было бы использовать более узкий рынок – финансовый?
И такая тавтология в работе встречается не единожды. Например, в этот же список можно включить и это предложение:
«Федеральным законом, регламентирующим клиринговую деятельность, является Федеральный закон…» (с. 73).
14) Не уходя далеко, в этой же главе, авторы пишут, что кредитные ресурсы предоставляются на принципах возвратности, платности, срочности и возмездности (с. 9), хотя возмездность есть то же самое, что и платность.
15) Несколько раз в монографии вместо «корреспондентских счетов» авторы используют некие «коррекционные счета».
16) Авторы пишут, что услуги по ценным бумагам кроме Национального расчетного депозитария оказывает Депозитарно-клиринговая компания (с. 72), которая прекратила свое существование аж в 2007 г.
17) В работе часто некорректна выражается мысль. Например, в одном из предложений авторы пишут, что кредитные организации «перераспределяют денежные средства из избыточных областей в дефицитные» (с. 15), отчего некий диссонанс, поскольку в той или иной области избыточным либо дефицитным может быть конкретный ресурс.
18) Большая часть статистических данных в работе относятся максимум к 2017 г. (с. 55, с. 61, с. 92-94), хотя, повторюсь, монография была издана в 2021 г.
19) Периодически авторы приводят нормативные документы, которые уже несколько лет, как утратили силу. Например, они ссылаются на Указание Банка России от 27.08.2008 № 2060-У «О кассовом обслуживании в учреждениях Банка России и иных юридических лиц», которое утратило силу с 31.05.2019.
20) Авторы пишут, что в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержится определение валютной биржи (с. 27), хотя в действительности такое определение в нём отсутствует.
21) В тексте монографии часто встречаются орфографические ошибки. То слово «например» напишут двумя частями («на пример») (с. 31), то, неверно определив форму глагола, пропустят в нем букву (с. 5, с. 68).
22) Интересен также список используемой литературы. В нем всего 2 учебника и около 50 статей в периодических изданиях, качество которых, на мой взгляд, оставляет желать лучшего. Например, в этом перечне можно найти статью из журнала «Актуальные проблемы авиации и космонавтики».
При этом в библиографии нет ни одной книги на английском языке, и даже ни одной переводной книги, что, конечно, некий ориентир качества самой монографии.
Один из выводов после прочтения этой монографии можно сделать и о качестве преподавания в российских ВУЗах. Речь, конечно, не обо всех, но, пожалуй, что о большинстве из них. Печально не то, что монография написана и опубликована, а то, что такое сегодня преподается в университетах.