Найти тему
Hronos

Сталин настоящий – как разглядеть правду, откинув мифы в сторону. Часть первая – юность.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Сложно найти более яркую и тяжеловесную фигуру в российской, да и в мировой истории двадцатого века, чем Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили). С его именем связаны тектонические процессы в развитии мироустройства планетарного масштаба, предопределившие события в истории на многие десятилетия вперёд. Ну а значение личности Сталина для нашей страны настолько огромно, что мы до сих пор сами не в состоянии провести беспристрастную оценку его деятельности.

В современном российском обществе существует две диаметрально противоположных концепции оценки Сталина и сталинского периода истории нашей страны, первая – это тотальная ненависть ко всему, что связанно с ним. У сторонников такой версии, как правило, в лучшем случае все аргументы будут сведены к цитированию антисталинских «библий» за авторством Солженицына и журнала «Огонёк» от 1989 года. В худшем случае будет истеричная бессвязная брань лишённая всяких разумных доказательств.

Вторая концепция – это практически обожествление Сталина и всего, что с ним связано. На этом полюсе другой перегиб, который тоже не позволяет здраво оценить ту эпоху и лично Иосифа Виссарионовича. Для беспристрастного и правдоподобного анализа фигуры Сталина, на мой взгляд, необходимо проследить его жизненный путь, начиная с раннего детства, ведь именно в детстве закладываются основы характера человека .

Родителями будущего вершителя судеб Мира были дочь бывших крепостных крестьян Екатерина Геладзе и простой сапожник Виссарион Джугашвили. Проживала эта бедная семья в грузинском городе Гори. Иосиф, или как ласково называла его мать – Сосо, родился 21 декабря 1879 года. Он был третьим ребёнком в семье, но при этом единственным выжившим, его старшие братья умерли в младенчестве (для Российской Империи конца девятнадцатого века высокий процент детской смертности был обычным явлением, особенно в семьях из низших слоёв общества). Поэтому его мать буквально тряслась над Сосо, он был для неё надеждой всей жизни. В возрасте пяти лет он очень тяжело переболел оспой (эта болезнь оставила свои пожизненные отметины на лице и на руках Иосифа), во время болезни мать в мольбах к Богу о выздоровлении сына загадала, что если он останется в живых, то обязательно станет священником и посвятит свою жизнь служению господу. Отец же, напротив, считал, что его сын обязательно станет сапожником, как и он сам, и о большем даже мечтать не стоит. Но мать пошла против воли мужа и всеми силами пыталась устроить сына в церковное училище. Обучались в нём преимущественно дети из духовного сословия, либо за достаточно внушительную плату. Денег в семье не было, но Катерина нашла выход, она работала прачкой в семье купца – мецената Эгнаташвили, есть версия, что он помог ей устроить сына в училище, а её саму устроил в это -же училище обслуживать учителей и школу. Отец в это время получил работу по профессии в Тбилиси и увёз сына с собой, работать на кожевенную фабрику, но мать вновь вмешалась и вернула Сосо в Гори, для продолжения учёбы. Нужно отметить, что отношения с отцом в семье Джугашвилли всегда были очень напряжёнными. Виссарион был человеком грубым, со временем сильно пристрастился к вину, по слухам часто поднимал руку на жену и сына. Бытует легенда, будто совсем молодой Сосо метнул в отца нож, когда тот, в очередной раз напившись, накинулся с кулаками на мать. Вскоре Виссарион выдвинул своей жене ультиматум – либо его сын едет с ним в Тбилиси и становится сапожником, либо он устраняется от содержания своей семьи. Иосиф наотрез отказался и продолжил обучение в училище. Во время учёбы юный Сосо проявил себя одним из самых усердных и прилежных учеников среди своих сверстников. Его очень увлекало чтение, учителя отмечали у него феноменальную память и уникальную способность к самообучению. Во время духовных песнопений у Сосо проявился абсолютный музыкальный слух, ему даже доверяли дирижировать хором. Во время изучения грузинской литературы, на юного Иосифа сильное впечатление произвёл главный герой романа «Отцеубийца» Коба – грузинский Робин Гуд, который боролся с несправедливостью и защищал обездоленных. В последствии, этот псевдоним очень прочно закрепился за ним. Многие люди, знавшие Сосо с детства, отмечали у него обострённое чувство социальной справедливости и стремление, если не изменить мир к лучшему, то помогать таким же обездоленным, каким был он сам и его семья. Характер у него был по истине бойцовский, Иосиф с детства постоянно попадал в драки и любимой игрой во дворе у него была разновидность командного кулачного боя. Сверстники отмечали, что тактику в своей команде во время таких игрищ разрабатывал именно Сосо. Нужно отметить, что как минимум в юном возрасте Иосиф был очень религиозен, соблюдал все посты и молитвы, но религиозность его была не слепой и догматичной. Сохранилась одно из его воззваний к Богу, в котором он буквально требовал установить царствие божие и справедливость для всех на земле здесь и сейчас, а не после смерти человека.

Училище Сосо закончил с отличием, что дало ему возможность поступить в Тифлисскую духовную семинарию. В возрасте пятнадцати лет он был зачислен на не полный казённый пансион, опять Катерине пришлось изыскивать возможности доплачивать за учёбу сына. Начался новый, короткий, но переломный этап становления личности юного Иосифа. Надо отметить, что жизнь и обучение в семинарии шли по жёстко регламентированному графику – подъём в семь утра, молитва, завтрак, учёба, отбой в девять вечера. Личное время составляло не более часа в день по будням и два часа в воскресенье. Иосиф с присущей ему жадностью к знаниям и освоению новых наук окунулся с головой в учёбу. Вскоре предлагаемый семинарией курс перестал удовлетворять его интеллектуальный голод, и будущий Сталин стал расширять свой кругозор за пределами своего учебного заведения. Он посещал общественные библиотеки, книжные лавки (не имея средств покупать книги, наш герой читал их прямо в магазине). В круг его интересов вскоре вошла запрещённая к прочтению в семинарии литература. Жёстко зарегламентированная жизнь в семинарии постепенно стала вызывать внутренний протест у Иосифа, ему нужны были собеседники, с которыми можно было обсуждать глубоко интересующие его темы и книги. Вскоре он стал концентрировать вокруг себя определённый нелегальный клуб единомышленников. Именно во время учёбы в семинарии будущий революционер приобрёл первые навыки подпольной работы и конспирации, ведь в семинарии руководство чётко следило за интересами своих подопечных. Иосифа сильно интересовала история, общественные науки и литература, он в захлёб читает Достоевского, Чехова, Щедрина, Гоголя, французских писателей. Его увлекает поэзия, причём он сам сочиняет стихи, ему даже посчастливилось быть опубликованным в самом популярном и авторитетном тогда в Грузии журнале принадлежавшем классику грузинской литературы Чавчавадзе. Казалось, после такого удачного старта можно было говорить о рождении нового грузинского поэта - Джугашвилли, но судьба распорядилась иначе. В своих интеллектуальных поисках общественной справедливости, Иосиф познакомился с работами Маркса и молодого Ульянова-Ленина. Видимо в этот момент он чётко осознал свой жизненный вектор. После пяти лет обучения в семинарии будущему Сталину стало очень тесно в стенах семинарии, его бунтарский дух гнал его прочь от богословской стези, он решил сам формировать вокруг себя реальность, которая отвечала его канонам справедливости. Не доучившись один год, Иосиф покинул стены учебного заведения, просто не явившись на экзамен. Впереди его ждала жизнь, наполненная постоянной борьбой против устоявшихся веками мировых правил, и эта борьба стала смыслом его жизни.

Если вам понравилась статья, и вы дочитали её до конца, очень прошу поддержать мой канал подпиской и поднятым пальцем, эта малость с вашей стороны критически важна для развития канала и поддержки автора.