Найти тему
Психотерика

"Синдром отличника": почему не стоит заставлять детей хорошо учиться

Оглавление

Я не понаслышке знаю, что значит быть отличником: сама окончила школу с серебряной медалью, получила красный диплом в университете, мой брат школу окончил с золотой медалью, сейчас также идёт на красный диплом. И я могу сказать, что отличники делятся на два типа: те, кому учёба даётся с лёгкостью и те, кто усиленно старается получать хорошие оценки в угоду родителям и учителям. Нам с братом повезло - мы оба оказались в первом типе. Родители нас не контролировали относительно учёбы (за что им огромное спасибо)

А вот дети второго типа испытывают огромную психологическую нагрузку. Они сосредоточены на оценках больше, чем на получении знаний. И учёба не приносит им большой пользы в будущем

Психология отличника

Если родители задают детям планку учиться в школе только на "отлично", ребёнок находится в постоянном стрессе. Он боится ошибиться, что-то не понять и разочаровать родителя или педагога. Даже незначительная помарка в тетради их очень огорчает. А получить двойку – настоящая трагедия

Стремление к знаниям и прилежность – прекрасные качества. Но если ребёнок выполняет задания, не давая себе права на ошибку, учёба не приносит ему в итоге никакой пользы в жизни. Ему сложно научиться принимать свои недостатки и недостатки других. В будущем это помешает ему начать карьеру и решать конфликтные ситуации

Ученик, который так требователен по отношению к себе, привыкает полагаться на свои силы и знания. Часто переоценивает свои возможности и недооценивает возможности других

Отличники, которым учёба даётся легко в конечном счёте всё равно в какой-то момент начинают переживать за свою репутацию. Становятся гиперответственными и тревожными. Страх ошибки не проходит и мимо них

-2

Отличники и троечники: кто успешнее в жизни

Часто отличники занимают места подчинённых, а троечники – руководителей. Основной причиной, мешающей отличникам продвигаться по карьерной лестнице – это боязнь совершить ошибку. Отличник будет успешен в жизни, если он научился не бояться своих ошибок и ошибок других людей по отношению к нему

Отличники требовательны к себе и другим людям. По этой причине им трудно быть лояльными по отношению к людям в рабочих вопросах. Они часто не умеют делегировать и стараются всё сделать самостоятельно, не доверяют людям работу или впоследствии жёстко контролируют. Это не делает их хорошими руководителями

Троечники более стрессоустойчивы в решении проблем. Ошибки их не страшат, они за время школы их сделали много. Но самое главное - научились на них, что всё в этом мире можно решить, нет никаких преград и таких ситуаций, из которых невозможно найти выход. Это даёт им ощущение уверенности и свободы

Уверенный в себе отличник будет успешен, если его уверенность не базируется на отметках и на мнении о нём окружающих. Если он грамотно делает своё дело. Успех троечника тоже не определяется только стрессоустойчивостью и общительностью. Знания тоже важны. Ленивый троечник, даже если он уверен в себе и хорошо находит общий язык с людьми, не будет успешен в жизни

Главное, чтобы ребёнок понимал, зачем он учится и имел возможность учиться без давления на него со стороны взрослых. Когда оценки отходят на второй план, на первый выступают таланты учеников. Талант есть у каждого. И именно развитие своего таланта до профессионального уровня определяет жизненный успех

Синдром отличника

Боязнь ошибиться перед родителями, учителями, классом, перерастает в постоянную тревожность. Ученик (ученица) любым путём стремится получить высший бал, забывая о смысле приобретаемых знаний. У ребёнка не остаётся сил и времени, чтобы понять, что бы он хотел делать в жизни профессионально. Вся энергия уходит на получение оценок без права ошибиться. Так возникает синдром отличника, который проникает во все сферы жизни человека

Тревожность, страх разочаровать, боязнь совершить ошибку сковывают человека, а это мешает адаптироваться к меняющимся реалиям жизни. Человек становится замкнутым, зависящим от мнения окружающих. Я сама столкнулась с такой проблемой и до сих пор испытываю на себе все тяготы "синдрома отличника", хоть и работаю в эту сторону

Поэтому хочу сказать: дорогие родители, не превышайте ценность отметок в школе или вузе. Если ребёнок плохо учится, это ещё не значит, что в жизни он не добьётся успеха

Отличником быть очень хорошо, если ученик даёт себе право на ошибку и не чувствует давления со стороны родителей зарабатывать высший балл. Если ребёнок прежде всего стремится получить знания для будущей профессии, а не оценку учителя