Приветствую
Дико кайфанул от этого шлягера киноиндустрии, несмотря на то, что он вышел 4 года назад и как-то я пропустил его мимо себя, но тем не менее устроившись поудобнее на диване в пятницу вечером, с бутылочкой нефильтрованного и лениво листая предложенные фильмы в поиске, я подумал. Стоп. Тут чё Арагорн с детективом из 3- го сезона "Настоящего детектива" будут делить площадку? Ну нормально, стоит глянуть наверное.
Но уровень "стоит глянуть" и "вот это было ах*енно" как вы понимаете, совершенно разные. Фильм поглотил меня своей постановкой и операторской работой в первые минуты, за персонажами настолько интересно наблюдать, что у меня просто нет слов. Будто ты сам находишься в той закусочной, где "Болтун" поедает на спор хот- доги, чтобы принести какую- то копейку в дом. Чувствуешь на кончиках век ту ненависть к чернокожим от жителей юга и всю несправедливость к казалось бы, далеко не последнему чернокожему в обществе. Человек, который знаком с президентом, несколько раз играл в Белом доме, жал руку самым состоятельным и уважаемым людям того времени, терпит издевательства в Южной части страны потому что. Расизм.
Все эти БЛМ- движения, акции протестов, бесконечные разговоры о неравенстве- ничего не говорят. Абсолютный ноль. Эта тематика меня довольно сильно раздражает, потому что все что с этим связанно ничем и никому не помогает. Но такие фильмы как этот говорят о многом. Они говорят о расизме, говорят о проблеме напрямую её не затрагивая. И так же говорят, как сложно оставаться добрым человеком в такое время. И как найти друзей.
План следующий. Вкратце просмотрим сюжет, обсудим актёров и чем, на мой взгляд, этот фильм лучше нашумевшего в своё время "1+1".
А, и да. Как- то Мэтт Деймон говорил, что крупная награда киноиндустрии Оскар давно себя обесценила. И если бы нужно было выбирать лучший фильм и награждать его такой крупной премией, то такую киноленту нужно будет выбирать раз в 10 лет. С чем я полностью согласен. Потому что такие фильмы как "Зелёная книга" действительно выходят раз в 10 лет.
Операция "Юг" или приключения Доктора Ширли и Болтуна.
В Нью- Йорке 1960- х годов, нас знакомят с вышибалой итало- американского происхождения Фрэнком Валлелонго, которого кореша именуют Тони Болтун. Как он объясняет позднее, он с детства был балаболом и говоря яснее он получал всё за счёт своей болтовни. После того как его ресторан закрывают на ремонт, Тони находится в поисках работы, где нам прекрасно раскрывают его суть, а Виго Мортенсен с помощью шикарно прописанного сценария, воплощает персонажа в явь. Тони хитрый лис, крутится по разным заведениям, местам, чтобы подзаработать и его приглашают на собеседование, побыть водителем для известного афроамериканского пианиста Дона Ширли. Хотя в фильме говорят Доктор Ширли и тут раскрывается природная глупость Тони, который думает, что этот чернокожый- обычный врач. Ну а чё доктор и доктор. Поначалу их отношения вовсе не задаются, но Тони соглашается за хороший гонорар возить Ширли с его турне по Южным штатам Омерики и главное успеть домой до Рождества. Ах, да. Тони так же предоставляют "Зелёную книгу" путеводитель, для чернокожих путешественников, где указаны точки обслуживания и мотели, где чернокожих могут обслужить.
Они начинают своё турне на Юг и поначалу Тони и Дон не могут найти общий язык. Дон Ширли, человек который окончил Католический университет в Вашингтоне, при этом получив докторскую степень по музыке, литургии и психологии, утончённый и эрудированный молодой человек едет в одном автомобиле с бедняком из трущоб Нью- Йорка, который крутится всю жизнь, чтобы сбить хоть цент, вечно обводящий всех вокруг пальца Фрэнк Валлелонго. То есть завязка действительно как у "1+1" где представители разных социальных уровней встречаются, заводят дружбу, несмотря на их абсолютно разные взгляды на жизнь и при этом учатся друг у друга. Да, почти одно и то же. Но тут остринки добавляется тихая нелюбовь Тони к чернокожим. Он её почти не проявляет, но вам это прекрасно покажут в одной сцене.
Самое интересное, что в ходе тура Тони действительно поражает музыкальный талант Дона и ужасает дискриминационное обращение с которым Дон сталкивается вне сцены. В одном из городов группа мужчина избивает пьяного Дона в баре, где Тони приходит к нему на помощь и "решает проблему". После этого Тони просит Дона никуда не выходить без него из отеля и настроение фильма прекрасно передаёт ситуация в Южных штатах без слов.
На протяжении всей поездки Дон помогает Тони писать письма своей жене. И это выглядит очень мило, так как Тони пишет в письмах "Я посушил носки на телевизоре, ем вкусное спагетти, встречаюсь с крутыми деятелями культуры и т.д." В свою очередь Дон предлагает написать ему следующее "Дорогая Долорес, с момента нашей разлуки я не нахожу себе место, все вокруг напоминает лишь о тебе.." Ну а Долорес эти письма трогают за душу. В следующем городе Дона задерживает полиция за интимное свидание с белым геем, а Тони чтобы как то выйти из положения подкупает копов. Дон очень расстроен, что Тони "наградил" копов за издевательства над ним. Дон из- за всех сил пытается понять эту черту ненависти к чёрным в Южных штатах, но понимать тут нечего, это их уклад. Тони просит не бороться со взглядами, им же надо в целости и сохранности вернуться домой.
Но на этом проблемы не заканчиваются, на одной из пригородных трассах их автомобиль останавливают местные копы. За окном машины проливной дождь, а легавые из вредности просят их выйти на улицу и начинают оскорблять. Но Дони всю жизнь терпит унижения, а Тони терпеть не станет, нет. он прописывает в бороду одному из копов и их кидают в обезьянник. Ширли пользуется телефонным звонком, чтобы связаться с генеральным прокурором США Робертом Кеннеди (да, да это брат того Кеннеди, что словил хэдшот), тот оказывает давление на губернатора, а тот, в свою очередь, звонит шерифу в участок с вопросом "Привет, ты ах*ел?"
Финал тура заканчивается в городе Бирмингем. Поначалу, конечно же, Дона встречают как почётного гостя, но при этом запрещают ему ужинать со всеми гостями в ресторане, то есть перед теми же гостями, перед которыми ему скоро выступать. Это становится высшей точкой ярости для Тони и тот бросается на управляющего и так же высшей точкой доверия Дона к Тони. Док заявляет, что будет выступать, только если Тони этого хочет, однако он предлагает всё послать куда подальше и пойти в клуб "Оранжевая птица" придорожное заведение для черни (Боже, Дзен, я не издеваюсь над чернокожими), в этом заведении Дон начинает играть на пианино, где своей музыкой заводит всех посетителей, все веселятся, а Тони всё так же восхищается музыкальным талантом Дона.
Тони и Дон едут обратно в Нью-Йорк, но их настигает снежная буря и отряд копов на трассе. Но теперь они проявляют внимательность и помогают поменять спущенное колесо. Кроме того, Тони устаёт в пути и тогда Дон сам садится за руль и довозит их до дома. Тони, зная, что близких людей у Дона нет (точнее есть брат, но он не поддерживает общение с ним) приглашает его отпраздновать Рождество с его семьёй, в ответ Дон говорит "С Рождеством, Тони". Садится в тачку и катит домой. Тони идёт к своей семье и конечно же он очень рад их всех видеть, он крайне по ним скучал, но участвовать в общем веселье у него не выходит, пока на пороге их квартиры не появляется Док Ширли, которого Тони и его жена Долорес встречают с распростёртыми объятиями, а Долорес к тому же благодарит Дока за помощь в написании писем.
Так то. Счастливого Рождества!
Противоположности притягиваются
Когда у фильма достаточно большое количество положительных преимуществ, на некоторые косяки не обращаешь внимания. Как я говорил ранее, этот фильм влюбил в себя с первых минут и недостатки совсем неощутимы. Думаю, что за долгое время этот фильм действительно стал самым любимым, к тому же в эпоху "супергеройки" увидеть человечное кино, доброе и лёгкое- это потрясающе.
Так как Ширли и Болтун имеют настоящие прототипы в жизни, я не буду говорить о их истории, можно почитать на википедии. Но не затронуть химию между ними я попросту не могу. Как вы поняли, эти люди представляют различные уровни социальной жизни. Но при всём при этом они перенимают некоторые взгляды на окружающий их мир. Со временем, Док, которому ненавистны привычки Тони, все время есть всякую дрянь, обманывать людей, вечно курить- к концу фильма с удовольствием поедает домашнюю курицу и отжигает джазовым исполнением в придорожном заведении. Тони в свою очередь попросту не понимает ценность той музыки, что несёт Доктор Ширли, его интересует лишь гонорар, который он заработает, но опять же, к концу киноленты он грудью защищает Дока, когда они сталкиваются с попытками ненависти, лишь потому что Док "чёрный". И он не просто жалеет его или защищает из- за гонорара (хотя по началу это единственный его мотиватор), а понимает насколько ему тяжело. Неважно кто ты, успешный музыкант, деятель политики, да хоть сам президент, если ты "чёрный", то тебе нет места на Юге страны.
Потому эта химия прекрасна сама по себе. И в наше время, когда расизм ставят на один уровень с терроризмом, понимаешь насколько это острая проблема. Когда она не раздута как у БЛМ- щиков.
Подведя всё вышесказанное хочу лишь сказать, что эта картина дала пищу для размышлений. И в сто раз интереснее "1+1" да, та картина тоже неплоха, но она не цепляет так как эта. Если в "1+1" центром вселенной была только одна лишь дружба между калекой и его сиделкой, то в этом фильме не только дружба между разными людьми стоит во главе, а именно какие трудности могут возникнуть, как их преодолеть и что ценить в этом мире.
Понимая, что одного канала на дзене мало, я оставлю ещё ссылку на наш Ютюб канал. Там цензуры достаточно мало, но неплохие обзоры на фильмы, сериалы и гейм- дейв точно в наличии.
https://www.youtube.com/c/SKETCHANDREY
На этом мы прощаемся, до следующей недели, читайте наши статья, ставьте лукасяны, оставляйте комменты, мир в ваш дом.
Всем до свидания!