Этот памятник сразу же бросается в глаза, когда его видишь. Сначала я подумал, что это памятник Жану Жоресу, лидеру французских социалистов. Внешне похож. Но потом я вспомнил, что Жорес погребен в Пантеоне. Оказалось, что это памятник Анатолю де ла Форжу, лидеру французской «Лиги патриотов» в девятнадцатом столетии. Памятник оказался для меня интереснее человека, которому он посвящен.
Его поза чем-то напоминает позу Марианны на картине Делакруа «Свобода, ведущая народ». А соседство рядом с ним таблички с указанием направления к крематорию создает забавное ощущение, что он призывает к штурму крематория. Или даже наоборот, предлагает: «Прочь от крематория!» Как вариант, он указывает на соседний памятник.
Кто был этот человек, на кого указывает де ла Форж, отдаленно похожий то ли на Куприна, то ли еще на кого-то, я не смог установить, надпись трудночитаемая.
Но что, прежде всего, поразило меня – это скромный вид захоронений личностей, всемирно известных.
Взглянув на могилу Амедео Модильяни, в каком она состоянии, я подумал, что бедняга художник, как при жизни претерпевал лишения, так и после смерти, хотя его картины оцениваются в какие-то безумные деньги. Видимо, поэтому у меня такое грустное лицо.
Удивил аскетизм могил блистательных актеров Ива Монтана и Симоны Синьоре. На плите только их имена.
Как пел Бернес: «Задумчивый голос Монтана Звучит на короткой волне И ветки каштанов, парижских каштанов В окно заглянули ко мне». Эта песня «Когда поет далекий друг» Хелемского и Мокроусова, по-моему, точно отразила основное свойство песен Монтана – душевность. Не понимая текста, поддаешься магии этого голоса, интонации. А какие это были актеры, и он, и она! Да, пожалуй, пышные памятники таким людям были бы неуместны.
Единственная и неповторимая Эдит Пиаф оказалась в своей могиле не одна, это семейное захоронение. Об этой великой певице, символе Франции, наверное, не стоит много говорить, достаточно послушать её песни и если у вас есть что-то за душой, это что-то обязательно откликнется.
Пожалуй, только могила Сары Бернар выдержана в величественном стиле, соответствует её статусу знаменитой театральной актрисы.
Глядя на памятник актрисы в кресле, моя ироничная память тут же выхватывает эпизод из советского фильма «Последнее лето детства», где жулик Навроцкий в блистательном исполнении Евгения Евстигнеева, пытаясь произвести впечатление своей осведомленностью в театральной жизни, шутит по поводу гастролей Сары Бернар и того, что она настолько стара и больна, что не встает со своего кресла: «Да, она гастролирует вместе с креслом!» Как мы видим, она даже на кладбище упокоилась вместе со своим креслом.
Да, чувствую рассказ о посещении этого кладбища затянется. Я не могу не упомянуть об интересных мне людях, прежде всего в области искусства – музыки, литературы, живописи. Мне было бы совестно взглянуть им в глаза, если можно предположить такую фантастическую возможность. Отдельно я расскажу об иностранных деятелях культуры, которые по каким-то своим личным обстоятельствам упокоились в этой земле.
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов
Лайки и комментарии способствуют развитию канала.
#путешествия #Франция #париж #пер-лашез #ив монтан