Найти тему
МИКС

МИКС. «МЫ НЕ РАБЫ – РАБЫ НЕ МЫ»

Недавно прочёл статью на Дзене «Хорошо, что у учеников стало больше прав" или "Вот раньше были учителя" и решил добавить к ней собственные соображения.

Глупо не признавать тот факт, что болезни передаются по наследству. В начале 90-х прочёл чьи-то рассуждения о том, что в Древней Греции «педагогом» - или «ведущим ребёнка» - называли раба, которому поручали охрану, воспитание и элементарное обучение грамоте мальчиков до поступления в школу. Полномочия этих «педагогов» разнились в зависимости от особенностей той семьи, в которой протекало их рабское существование.

По иронии судьбы, в современных государствах образовались целые институты, которым предписано решать педагогические задачи. Внешняя атрибутика ПЕДАГОГИКИ приняла вполне привлекательные формы, а внутренняя суть, которая, как заметил автор, всегда прорывается наружу - сколько бы времени не прошло - осталась прежней.

В тех же 90-х я перешёл на должность психолога в одну из крупных городских школ. Перед началом учебного года педагогическая общественность города решила провести забастовку 1 сентября, с целью отстаивания своих прав. Как водится, перед такой необычной для постсоветской России массовой акции во всех школах прошли собрания. На нашем педсовете противником подобной акции был только автор этих строк.

В качестве аргументов я обращал внимание на то, что сейчас тяжело всем и создавать дополнительное напряжение как-то непорядочно. Что в доперестроечный период по причине массового участия школ в сельхозработах практически по всей стране учебный год начинался примерно на месяц позже и это никого особо не тревожило. Так что нашу забастовку могут просто не заметить. А если уж мы хотим, чтобы на наши проблемы обратили внимание, то это нужно делать в экзаменационный период. В целом же я был против забастовок на то время, как в начале, так и в конце учебного года.

Такую аргументацию не приняли… В тот же день ко мне подошли представители педагогического коллектива школы и стали уговаривать поддержать забастовщиков. Ведь по итогам мероприятия будут подводиться общегородские итоги, а мы должны выглядеть достойно. Чего не сделаешь для коллектива: «На миру и смерть красна». Но это мероприятие предварялось тем, что каждому забастовщику нужно было лично предстать

пред светлые очи начальства и уведомить о своей позиции. Я так и сделал и весь забастовочный день не выходил из своего кабинета, где занимался рутинными делами.

На внеочередном педсовете, нас ознакомили с итогами городской забастовки. Было названо количество участников от каждой школы. Получилось довольно много… У нас же в забастовке участвовал лишь один представитель – это ваш покорный слуга J Любопытно, что в итоге никто из активистов мне так и не объяснил (а сам я не требовал объяснений): как же так могло случиться, что тот единственный, кто был против забастовки, оказался в одиночестве и тогда, когда по просьбе общественности согласился её поддержать? По иронии судьбы - его просто кинули. Видимо, быть крутыми за спинами коллег - это не трудно. А вот персонально и под гипнотическим взглядом начальства желающих «умирать» не нашлось.

Со времени описываемых событий прошло более четверти века, а проблем в педагогике стало ещё больше. Внутренняя суть руками общественности (государства, администрации, обывателей, родителей, детей, да и самих педагогов…) продолжает заковывать в цепи современную педагогику.