На Первом канале показали сериал «Молчание», который многое обещал. Снят он в жанре, который неизменно пользуется популярностью. Называют этот жанр по-разному. Если по-простому, то ретро-детектив. Если с эстетической претензией, то нуар. 1 канал так и представлял «Молчание»: детектив в стиле нуар.
Здравствуйте!
«Молчание» привлёк моё внимание ещё на стадии обещаний. Стильно, кратко, детективно. Всего четыре серии – по нынешним временам сериал совсем мини. В краткости есть свои плюсы: фильм не будет затянутым и не успеет разочаровать. Но есть и минусы: возможно, за четыре серии и очаровать не успеет.
Плюсы и минусы обещаны были и на уровне актёрского состава. В сериале есть артист, который мне нравится (Бичевин), но есть и те, которые мне не нравятся (актриса).
Но главное обещание сериала – это, конечно, тот самый нуар. Есть в самом слове и в жанре некое обаяние, которое сулит зрителям эстетическое наслаждение. Чёрно-белый мир, полный теней и сумрачных тайн. В этом мире постоянно обнаруживаются подводные камни, о которые наши кинематографисты неизменно спотыкаются.
Нуар – жанр по своей природе голливудский. Хотя он вырос на немецкой культурной почве, но расцвёл неповторимой прелестью в Америке сороковых годов. Отражает конкретную американскую реальность в конкретную эпоху.
Нуар – это суровый мужчина в шляпе и распахнутом плаще, окутанный клубами дыма, это непременная роковая красавица, это мир, полный таинственных опасностей и мрачных загадок. Грань добра и зла теряется в сумраке. И главный герой – крутой детектив – не всегда оказывается на стороне добра. Он на стороне закона. Он сам и есть закон.
В нашей реальности шляпы и плащи не всегда уместны. По воле режиссёра стильные нуарные сыщики вынуждены то бродить в лютый мороз по уральским горам, то дрожать на промозглом ветру. Логично было бы сменить плащ на тёплое пальто, а щегольскую шляпу на шапку, но нельзя – нуар обязывает.
Крутого детектива на отечественной почве тоже вырастить не удаётся. Вот такого: чтобы и оружием разил, и интеллектом. Один гениальный режиссёр много лет назад нашёл выход: в ретро-детективах действуют два главных героя. Один – интеллигент-идеалист, второй – брутальный и харизматичный.
И с роковыми красавицами у нас проблема. В послевоенные годы ослепительные женщины в России, конечно, встречались. Но - в определённых социальных кругах. Сытых, приближенных к столичному лоску. А в забытых посёлках тяжёлая работа быстро обдувала пыльцу даже с самых ярких бабочек. И загадка в этих женщинах оставалась одна – как им удавалось выжить самим и вытянуть детей. Да и время было такое, что загадочные люди вызывали не интерес, а подозрение. Намёки и недомолвки могли дорого обойтись.
Так что взрастить нуар на советской земле под силу не всякому режиссёру. И очень немногим актёрам.
Но создатели сериала «Молчание» упорно держались нуарной традиции. Конец сороковых, посёлок под Выборгом. Военный корреспондент Ганин – человек приезжий, он может себе позволить носить и плащ, и шляпу. Писатель, волей судьбы оказавшийся на окраине большого мира. Послевоенная неразбериха, суровый быт, а рядом граница. Клубок опасностей и тайн, в которых надо разобраться. Но писателю, согласно русской традиции, сначала надо разобраться в себе.
Роль Ганина сыграл Леонид Бичевин. Актёр талантливый, и играет хорошо, но этот образ как-то ему не пошёл. Почему-то в стильной шляпе он выглядел некрасивым. Хотя раньше за ним такого не замечалось.
Закон и порядок обеспечивал начальник угрозыска Казанцев. Сыграл эту роль Александр Бухаров (как же далеко он ушёл от Волкодава из рода Серых Псов!) Вот этот образ получился убедительным настолько, что в последней серии суровый милиционер переиграл писателя со всеми его тонкими душевными порывами. Особенно в тот момент, когда прижимал к себе спасённых детей. Вот здесь точно – слуга закону, отец сиротам.
На роль роковой женщины Ларисы не нашлось никого лучше Марии Андреевой. Красивая актриса загадочность играет особым образом: многозначительно молчит, невыразительно глядит. Но в финале, как и положено, оказалась злодейкой. Только нежный Ганин не стал её разоблачать – отпустил и денег дал на проезд.
Так что полноценного нуара не вышло. Но фильм, тем не менее, хороший. В реальности суровых сороковых столько сложных тем, что сюжетов режиссёрам хватит надолго. Там такая правда жизни: только расследовать и расследовать. Но почему-то режиссёр всё норовил с этой правды соскочить в киношную условность. Главный преступник – начальник портовой охраны – списан с американского крёстного отца. Как его раньше не вычислили – уму непостижимо. В те времена мужчины, особенно при должности, гладко брили подбородки, а коварный Лаврентьев как будто только что из барбер-шопа.
Женщины в те времена тоже прибирали волосы на людях, но Мария Андреева весь фильм проходила с причёской по современным стандартам.
Это всё, конечно, мелочи. Авторы сериала уделили много внимания тщательному воссозданию послевоенной эпохи.
Неуверенность, не отпускающий страх, робкая надежда. Суровые будни и танцы по вечерам. Семейные прогулки и мужские посиделки. И беспощадная борьба с нарушителями закона.
Ретро-детектив на советскую тему удался. Здесь у режиссёра всё получилось. Непонятно одно: зачем было примешивать сюда нуар?
Стоит ли натягивать голливудскую сову на советский глобус?
А вы как считаете?
Делитесь мнением в комментариях!
Подписывайтесь - всегда есть о чём поговорить!
Ещё о сериалах:
И под рубрикой #киноклуб ямадама
#первый канал #1 канал #сериалы первого канала #молчание #нуар
#ретро-детектив #леонид бичевин #обсуждение фильмов #российские сериалы