Парфенон - самый известный #храм Акрополя в Афинах - за свою многовековую историю побывал и языческим святилищем, и христианской церковью, и мусульманской мечетью.
Хотя до нас дошли лишь остатки былого величия храма, он не может не поразить воображению человека своей гармонией и изяществом.
Самое удивительное, что Парфенон изначально строился древними архитекторами "кривым" в полном смысле этого слова.
Для постройки храма использовали пентелийский мрамор высокого качества, который с течением времени приобретает благородный оттенок слоновой кости. Здание построено в виде периптера (прямоугольного сооружения окруженного колоннами). Всего колонн 50.
В древней Греции всегда при строительстве основывались не прямых линиях, а на особенности восприятия человеческим глазом самой формы и размеров сооружения. Так, Парфенон представляется нам идеально выверенным зданием, в котором колонны расположены на равном расстоянии друг, однако от углов храма пролеты между колоннами постепенно увеличиваются к центру. При этом еще они и стоят не строго вертикально, а наклонены слегка внутрь здания, и связано это с тем, что на фоне светлого неба наш глаз видит все предметы предметы меньше или тоньше. Поэтому древнегреческие архитекторы часто использовали прием искажения линий для достижения визуального идеала облика здания.
Этот принцип использован и при строительстве карнизов, ступеней и перекрытий — всюду все немного изогнуто, а в результате все части храма выглядят безукоризненно и гармонично.
При строительстве каменные блоки выкладывались всухую. Они тщательно обтесывались и подгонялись друг к другу. По горизонтали могли скрепляться железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. А вот по вертикали блоки соединялись железными штырями.
Колоннада, окружавшая храм, специально сделана воздушной - не даром колонны для греков были символами перьев птицы, а сами храмовые постройки носили название "периптер" — "оперенный". Колоннада позволяла сделать естественный переход от собственно здания к пространству природы вокруг.
Парфенон был построен в честь богини Афины, покровительницы города, в период с 447 до 438 годы до н.э. Главным архитектором был Калликрат, который, однако, строил по проекту другого зодчего - Иктина.
Отделкой Парфенона занимался в 438 — 431 годах до н.э. один из величайших скульпторов античного периода - Фидий.
Если говорить об интерьере, то до нас дошли скульптуры, которые, довольно варварски и с большими потерями, были вывезены в Англию в 1802 - 1812 годах и приобретены позже Британским музеем.
Мы знаем также, что в храме вошедших встречала огромная статуя Афины Парфенос, выполненная Фидием.
Были и другие статуи, но не таких колоссальных размеров.
Стены украшали #фрески. По мнению ученых, на них могли быть изображены вовсе не боги, а афинский народ, который не пожалел денег и сил для того, чтобы Парфенон был воздвигнут.
А вот #барельефы на внешних стенах храма изображают богов. Над входом в храм на восточном фасаде представлен пир двенадцати главных богов Древней Греции. На другом фронте бог Зевс восседает на троне, а рядом стоит Гефест с топором в руках — божественный кузнец только что рассек череп Владыке Богов, и из него появилась богиня Афина в доспехах и в шлеме, с неизменным атрибутом мудрости — змеей.
Сама же богиня встречала гостей внутри храма, как уже говорилось выше.
Афина была около 12 м в высоту и сделана из дерева, виртуозно инкрустированного пластинами из золота и слоновой кости. В одной руке богиня держала статую Ники, а другой опиралась на щит. У ее ног свернулся дракон Эрихтоний. На постаменте была вырезана сцена рождения Пандоры.
Фидий владел многими знаниями, и ими он воспользовался при создании своей Афины. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны.
Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны - на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян. Многие считают, что «Золотое сечение» получило в алгебре обозначение греческой буквой "φ" именно в честь Фидия — мастера, воплотившего это соотношение в своих работах.
Хотя сама статуя не сохранилась, она хорошо известна нам по описаниям, изображениям на монетах и копиям.
В настоящее время в Парфеноне ведутся реставрационные работы, цель - максимальное воссоздание храма в его первозданном "античном" виде.
Парфенон является наиболее копируемым зданием в мире. Есть много зданий по всему миру, которые были созданы в том же самом стиле. Также есть полноразмерная копия Парфенона, которая находится в Нэшвилле, штат Теннесси.
Статью подготовила специально для #kidsarts Наталья Будур-писатель, историк, автор многих книг и статей по культурологии.
#творческое занятие про ПАРФЕНОН для детей 5-10 лет тут: https://digital.wildberries.ru/catalog/search/kidsarts
#полезно знать #история искусства #знает мама-знает ребенок