Найти в Дзене

САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ХРАМ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Парфенон - самый известный #храм Акрополя в Афинах - за свою многовековую историю побывал и языческим святилищем, и христианской церковью, и мусульманской мечетью.

Хотя до нас дошли лишь остатки былого величия храма, он не может не поразить воображению человека своей гармонией и изяществом.

Самое удивительное, что Парфенон изначально строился древними архитекторами "кривым" в полном смысле этого слова.

Для постройки храма использовали пентелийский мрамор высокого качества, который с течением времени приобретает благородный оттенок слоновой кости. Здание построено в виде периптера (прямоугольного сооружения окруженного колоннами). Всего колонн 50.

-2

В древней Греции всегда при строительстве основывались не прямых линиях, а на особенности восприятия человеческим глазом самой формы и размеров сооружения. Так, Парфенон представляется нам идеально выверенным зданием, в котором колонны расположены на равном расстоянии друг, однако от углов храма пролеты между колоннами постепенно увеличиваются к центру. При этом еще они и стоят не строго вертикально, а наклонены слегка внутрь здания, и связано это с тем, что на фоне светлого неба наш глаз видит все предметы предметы меньше или тоньше. Поэтому древнегреческие архитекторы часто использовали прием искажения линий для достижения визуального идеала облика здания.

-3

Этот принцип использован и при строительстве карнизов, ступеней и перекрытий — всюду все немного изогнуто, а в результате все части храма выглядят безукоризненно и гармонично.

При строительстве каменные блоки выкладывались всухую. Они тщательно обтесывались и подгонялись друг к другу. По горизонтали могли скрепляться железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. А вот по вертикали блоки соединялись железными штырями.

Колоннада, окружавшая храм, специально сделана воздушной - не даром колонны для греков были символами перьев птицы, а сами храмовые постройки носили название "периптер" — "оперенный". Колоннада позволяла сделать естественный переход от собственно здания к пространству природы вокруг.

Парфенон был построен в честь богини Афины, покровительницы города, в период с 447 до 438 годы до н.э. Главным архитектором был Калликрат, который, однако, строил по проекту другого зодчего - Иктина.

Отделкой Парфенона занимался в 438 — 431 годах до н.э. один из величайших скульпторов античного периода - Фидий.

Лоуренс Альма-Талема. Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям. 1868
Лоуренс Альма-Талема. Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям. 1868

Если говорить об интерьере, то до нас дошли скульптуры, которые, довольно варварски и с большими потерями, были вывезены в Англию в 1802 - 1812 годах и приобретены позже Британским музеем.

Мы знаем также, что в храме вошедших встречала огромная статуя Афины Парфенос, выполненная Фидием.

Были и другие статуи, но не таких колоссальных размеров.

Стены украшали #фрески. По мнению ученых, на них могли быть изображены вовсе не боги, а афинский народ, который не пожалел денег и сил для того, чтобы Парфенон был воздвигнут.

А вот #барельефы на внешних стенах храма изображают богов. Над входом в храм на восточном фасаде представлен пир двенадцати главных богов Древней Греции. На другом фронте бог Зевс восседает на троне, а рядом стоит Гефест с топором в руках — божественный кузнец только что рассек череп Владыке Богов, и из него появилась богиня Афина в доспехах и в шлеме, с неизменным атрибутом мудрости — змеей.

-5

Сама же богиня встречала гостей внутри храма, как уже говорилось выше.

Афина была около 12 м в высоту и сделана из дерева, виртуозно инкрустированного пластинами из золота и слоновой кости. В одной руке богиня держала статую Ники, а другой опиралась на щит. У ее ног свернулся дракон Эрихтоний. На постаменте была вырезана сцена рождения Пандоры.

Фидий владел многими знаниями, и ими он воспользовался при создании своей Афины. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны.

Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны - на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян. Многие считают, что «Золотое сечение» получило в алгебре обозначение греческой буквой "φ" именно в честь Фидия — мастера, воплотившего это соотношение в своих работах.

Хотя сама статуя не сохранилась, она хорошо известна нам по описаниям, изображениям на монетах и копиям.

-6
-7

В настоящее время в Парфеноне ведутся реставрационные работы, цель - максимальное воссоздание храма в его первозданном "античном" виде.

Парфенон является наиболее копируемым зданием в мире. Есть много зданий по всему миру, которые были созданы в том же самом стиле. Также есть полноразмерная копия Парфенона, которая находится в Нэшвилле, штат Теннесси.

-8

Статью подготовила специально для #kidsarts Наталья Будур-писатель, историк, автор многих книг и статей по культурологии.

#творческое занятие про ПАРФЕНОН для детей 5-10 лет тут: https://digital.wildberries.ru/catalog/search/kidsarts

#полезно знать #история искусства #знает мама-знает ребенок