Доброго тебе утра! 😉Сегодня мы поговорим о том как строится ассортимент, как найти магазин себе по душе и кошельку, где найти свежий арбуз в январе и почему в магазинах одной сети разный ассортимент.
Итак, очень ленивый человек, все таки нашел время, чтобы порадовать Вас чем то интересным )) 😂
Итак, сегодня хотелось бы рассказать об одной из моделей покупательского поведения, которая помогает ритейлерам заработать больше денег, а покупателям покрыть свои потребности.
❓С чего вообще начинается принятие решения о том, какой магазин ты хочешь посетить. Конечно же с потребности, ранее мы говорили, что выделяется несколько видов покупательского поведения в зависимости от частоты покупки. Условно мы разделили на:
Мелкие покупки 3-5 раз в неделю в магазинах формата "У дома"
Средние покупки 2-4 раза в неделю в формате "Супермаркет"
Крупные покупки 1-2 раза в неделю в формате "Гипермаркет"
Выбор может быть комбинирован, например 1 раз в неделю закупить впрок в большом магазине и каждый день по мере необходимости докупать товар свежих групп (молочко, хлеб и тп.)
Зачем нужна вообще эта информация? Тут мы подходим как раз к теме ассортиментной политики магазина, ведь именно в зависимости от частоты покупок в магазине будет выстраивать баланс в группах ассортимента.
Как вообще строится ассортимент, какие критерии для этого оцениваются.
Условно, ассортимент делится на его глубину, высоту и ширину. Звучит сложно и непонятно, но можно разобрать на простом примере с обычной минеральной водой.
Итак ты подходишь в магазине к полке с водой и в идеальной картине видишь:
Вода, которая разделана на газированную и негазированную различных брендов (это глубина ассортимента), т.е. покупатель точно сможет выбрать привычный для него бренд. Далее мы видим, что стоят бутылочки разного объема, вода со вкусами, для детей и т.п. (это ширина ассортимента), для того, чтобы удовлетворить еще одну твою потребность. И на финал мы видим внутри каждой выбранной группы товар с разными ценниками, т.е. бутылка 0,5л негазированной воды 3х брендов из каждого из ценовых сегментов: дешевая, к примеру, Виста, средняя, например "Аква Миниреале" и высокий ценовой сегмент, например "Эвиан" - это уже высота ассортимента.
Это в принципе самая базовая база, на чем строится ассортимент. Далее у ритейлера встает выбор, а сколько бутылок этой воды все-таки ставить на полку в каждую из этих подгрупп. Тут уже начинает учитываться площадь полочного пространства для данной группы, его доля в товарообороте и т.п., ведь задача ритейлера - заработать максимальное кол-во денег, неся минимальные издержки.
📌Принцип "наборных матриц".
Тут ты получишь ответ на вопрос: "Почему в магазинах одной и той же сети, одинаковой площади представлен разный ассортимент?"
Что вообще такое наборная матрица? Объясню на простом примере одной товарной группы, которая занимает существенную долю в продажах любого продуктового ритейлера - Фрукты и Овощи (мы называем её сокращенно ФРОВ).
У каждого магазина имеется стандартный набор торгового оборудования- развалы, где стоят коробки с товаром, холодильники для хранения температурных товаров (экзотика, зелень и тп.), доп места продаж (ДМП) по типу корзин или деревянных кубов под товар категории "Промо". А вот количество данного оборудования может меняться. От чего же это зависит.
Тут мы и подошли к наборкам. Наборная матрица - это тот уровень ассортимента, который оптимален для данного магазина. Как строятся наборки:
🔹1-й уровень ассортимента - это минимальный стандартный набор оборудования, например 1 развал под коробки, на котором размещаются только топовые позиции, такие как огурец, томат, перец, лук, картофель, капуста и кабачок, яблоки и бананы. Один 2х модульный пристенный холодильник для размещения базовой зелени (лук, укроп, петрушка), солений и дешевой экзотики по типу манго и авокадо, правда последнее время многие торговые сети предпочитают выставлять туда фруктовые десерты и другие товары более длительного хранения, чтобы снизить списания.