Продолжение и завершение вчерашней истории, опубликованной на этом канале.
Он разочаровался в современной церкви, находя, что та стала не живой. Произошло отторжение от нее, недоверие ей.
Первый поступок.
Он перестал ее посещать.
До этого у него был разговор со священником – монахом в сельской церкви, с которым он поделился, что разочарован в церкви. Тот ответил: дело не в церкви, а в нас самих. Лучше не уходить из церкви, сложнее потом будет вернуться.
Но знакомого не остановило такое предупреждение. Он посчитал, что священник, а тем более, монах, должен был сказать такие слова, чтобы удержать в своем сообществе церковном.
Знакомый решил посмотреть, что будет, если не ходить в церковь?
До этого, напомню, он посещал ее очень часто, честно участвовал в Таинствах, но помощи от Бога не получал. Сердце его чувствовало подавление. Будто ему навязывают что-то не то или пытаются обмануть.
Прислушаюсь к себе глубже – решил он. Сказано – сделано.
Второй поступок.
Отход от церкви является ли отходом от Бога? – размышлял знакомый.
Ему внушили, что Бог = церковь. Кто внушил? Служители церкви.
Имеет ли он право усомниться в этом? Да.
«Искуси, проверь, испытай» - вспомнил он напутствие святого Иоанна Лествичника. Правда (если она - правда) не боится искушений, а побеждает их. Стоит проверить правду на правду.
Страха не было. Был интерес.
Знакомый предположил, что Бог больше церкви, а духовная жизнь больше и богаче церковной.
Перестав ходить в церковь, он не перестал жить Богом. Благодарил за прожитый день и ночь. Продолжал молитвы, покаяния перед Богом втайне, соблюдение заповедей в меру сил, чтение святых, Евангелия. Не было только Таинств, богослужений и, особенно, проповедей.
Через месяца полтора, он почувствовал силы в себе. Он стал становиться самим собой. Будто избавился от какого-то внешнего давления. Жизнь социальная и финансовая его улучшилась. Появился живой интерес к жизни. Вернулась внутренняя свобода. Он ожил.
Любить Бога и работать над собой можно и вне церкви. Это был его вывод из опыта святых подвижников.
Он больше стал прислушиваться к себе, понимать себя. Вспомнил напутствие отца Александра Меня: «личность – свята, нельзя давить и навязывать ей то, с чем она не согласна». Если еще рано – надо дорасти. А если не твое – надо совершить свой выбор.
Знакомый думал: почему я раньше не сделал этого? Почему я был столь привязан к церкви?
Ответ пришел.
Найденный ответ.
В тот период, когда яро обратился в церковную жизнь, он испытывал огромный стресс. Стресс вызывает изменения в сознании (риск прельщения повышается), ослабляет человека внутренне. Человек может говорить и думать, что угодно, но реальная потребность его в такие периоды жизни – согреться, успокоиться, отойти от всего худого. В такой момент жизни он и пришел в церковь: душевно согреться.
Церковь согрела и утешила. Она умеет это. Но что далее? Он ведь не искал гавань жизни и комфорт тепла. Он искал путь свой и проявление себя в жизни. Этого хотелось ему. Церковь этого не давала. Она давала утешение, тепло, защиту, но не решения.
Вспоминал знакомый, как он на исповедях глубоко выворачивал душу, говорил о своих беспокойствах и болях души. Это не встречало отклика. Дарили надежду на будущее или уводили в сторону того, что это не важно. А иногда и обрывали: говори по делу, о грехах. То есть церковь не волновали боли его сердца, ей важно было другое: его лояльность к ней, его следование ее ценностям.
Второй ответ.
Знакомый задался другим, глубоким вопросом: а почему он впал в стресс? Потому что стал игрушкой страстей, обязательств и негативных влияний, манипуляций мира. Не поддайся он на это – и не впал бы в стресс. Но он был неопытен, поддался, искусился и пал. Значит нужна духовная опытность, понимание духовных законов и следование им. Но этому учит не церковь, а жизнь.
Третий ответ.
На церковь тогда он возложил слишком большие надежды, непомерные. Идеализировал ее. Что она обязательно поможет, ей все по силам. К слову сказать, священники улавливая такое настроение, указывали ему, что оно ошибочно. Но он оставался при своем мнении. И думал, что если что-то идеализировать, то оно будет таковым. Ошибка многих.
Третий поступок.
Через несколько месяцев, знакомый уже радовался, что отошел от церкви, обрел себя и чувствовал в себе силы.
Но так как в уме и душе своей, он не оставлял Бога, святую литературу, то приходил ему вопрос: не жестоко ли он поступил по отношению к церкви? Может быть он не понял и не уловил главного? Может, выбросил «ребенка» вместе с водой?
Ведь церковь, в трудный период времени, согрела его, оберегла и защитила, когда ему было совсем плохо. А среди священников ему встречались и те, что дали ему очень важные напутствия, которые помогли. Грех - быть неблагодарным, судить жестко, не разобраться до конца.
Он искал ответы.
Общение с любителями церкви.
Первое, что ему помогло.
Он понаблюдал тех, кто не ходит в церковь и далек от всего этого: Бога, духовной жизни, нравственной жизни. Не очень ему показалась интересна их жизнь: сухо деловая, интригантская, манипулятивная или чересчур жизнерадостная, но без оснований. Фасад богат, а внутри – пустота.
Пообщался с теми, кто давно ходит в церковь и любит ее. Они в радость вели церковную жизнь, не ставя целей и великих ожиданий от этого. Им просто было это близко, нравилось. Это была гармоничная часть их жизни.
Но что давало это им?
Умиротворение, радость, усиление нравственной и чистой жизни, лучшее понимание себя и людей, открытость людям.
Знакомому были близки все эти ценности и он не считал, что обладает ими. Скорее, ему было интересно обрести их.
Таинственный сон.
Нежданно, видимо от внутренних дум и поисков, приснился ему таинственный сон.
Он, нехотя, будто по принуждению идет в сельскую церковь. Юродивый, у крыльца ее, советует ему повернуть вправо и по тропинке пойти в другую церковь. Ноги сами ведут его туда. По тропинке он поднимается вверх - в небесную, живую церковь. Свет в ней нетварный. В ней много людей. Видит он там своих праведных знакомых, видит святых там разных времен, и несвятых святых. Он наполняется Небесным духом в тот миг. Переживает очень сильные духовные чувства.
Просыпаясь, не может понять к чему сон. Несколько дней ходит под впечатлением. Потом приходит и ответ.
Послесловие.
Знакомому открылась живая церковь, небесная. Церковь, в которую человек возносится духом. Христос утвердил именно такую церковь. Человеку дано все необходимое, что приобщаться к ней. Смысл ее – живой, небесной – поддержать человека духовно в благом и оберечь от худого.
Через некоторое время знакомый открыл и земную церковь, которая, не будучи идеальной, в большей мере отвечала небесной. В ней было мало пропаганды, лишних слов, но много сильной молитвы. Дух в ней был, молитвенный, небесный.
Он посещал ее, когда сердце просило этого. Без принуждений и идеализаций. Может подзаряжался, как смартфон, в котором подсела батарея? А как без подзарядки?
Чаще это было перед важными жизненными событиями. Такие вещи он уже чутко улавливал интуитивно. В духовной жизни человек становится чутче, острее восприимчив к важному.
Тогда он сердцем понимал, что ему нужны духовные силы от Бога. Смиренно просил их у Господа. И обретал. Смиренный всегда богаче самонадеянного, ибо не на себя опирается лишь (узко и локально), но шире, глубже, выше - на Бога, Высший мир реальности.
А литургии, прекрасное песнопение, Таинства исповеди и причастия, и, конечно же – пост, помогали его правильному духовному настрою. В живой церкви он лучше сосредотачивался: цельно, внимательно и глубоко.
В стрессы он больше не впадал. Отводил Бог и живая церковь оберегала. Жизнь его устойчиво наладилась, хотя социальных и политических катаклизмов во вне было не мало. И выглядит он счастливо и уверенно.
Хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях