Математические сюжетные игры (с ребёнком 5 лет)

399 прочитали

Для обучения сына счёту я выбрала игровую форму. Таким же способом он запоминает и цифры. Иногда мы занимаемся по рабочим тетрадям, но не часто и не регулярно. Это нужно скорее для закрепления изученного, а также для проверки знаний: чтобы мама убедилась, что с задачами, адресованными детям его возраста, сын справляется.

Счёт в пределах десяти давно освоен. Ребёнок считает без запинки в прямом и обратном порядке. Цифры от 1 до 10 запомнил. Сейчас сыну пять (почти пять с половиной). Теперь на повестке — обучение счёту в пределах двадцати; сложение и вычитание в пределах двенадцати. Продолжаем играть. Расскажу о некоторых наших играх.

1. Упаковка заказов

Сюжет: будто бы у нас есть интернет-магазин. Мы что-то изготавливаем и продаём. Здесь у фантазии карт-бланш. Нашей продукцией могут быть, например, конфеты, булочки, семена растений, корм для животных, строительные блоки и т.д. Для игры можно взять настоящий товар (допустим, конфеты) или обойтись предметами-заместителями.

У меня в руках лист с заказами: кому, сколько и куда отправлять. Заказчики у нас — это обычно персонажи сказок или говорящие животные. Что-то в таком духе.

Необходимо подготовить упаковку. Это могут быть пакетики, бумага, какие-нибудь контейнеры, коробочки и т.п.

Допустим, мы продаём конфеты-палочки. Стаканчики — упаковка.
Допустим, мы продаём конфеты-палочки. Стаканчики — упаковка.

Начинаем игру. Я зачитываю, кто заказчик и сколько единиц товара ему нужно отправить. Сын отсчитывает и упаковывает.

Всё просто, но есть один нюанс. Количество никогда не указывается прямо. Формулировки у наших заказчиков мудрёные.

Например, заказ от Карлсона: «У нас с малышом будет пир. Нам нужно 6 конфет для меня и 2 для малыша». Я спрашиваю у сына: «Сколько всего конфет нужно упаковать для Карлсона?». Сын считает в уме и отвечает: «Восемь». Всё верно, упаковываем.

Следующий заказчик — Винни Пух. Его заказ: «Мне нужно на 3 конфеты больше, чем в прошлый раз. А в прошлый раз их было 4». Спрашиваю у сына: «Сколько сегодня конфет нужно отправить Винни Пуху?». Сын снова считает в уме и даёт ответ. Приступаем к упаковке.

Третий заказчик — это, например, друг Маши Медведь. Его заказ может звучать так: «В прошлый раз я заказывал 6 конфет. Оказалось, что это много для меня. Пришлите мне теперь на 2 меньше».

В ходе игры оттачивается умение складывать и вычитать в пределах 10-12.

Когда все посылки упакованы, сын понарошку доставляет их.

Получите, Карлсон, ваши конфеты-палочки
Получите, Карлсон, ваши конфеты-палочки

2. Рецепт зелья

Мой ребёнок сам придумал себе такую забаву — он любит готовить зелье из всего, до чего его руки дотянутся. Он может, например, смешать воду, жидкое мыло, апельсиновый сок, соду, куркуму, соль и сушёную зелень. Придумывает, какими волшебными свойствами это зелье обладает и для кого он его изготовил.

Я решила, что иногда мы можем готовить зелье вместе, попутно тренируя арифметические навыки малыша.

От меня требуется подготовить ингредиенты и придумать рецепт. Чтобы определить количество составляющих, необходимо произвести арифметические расчёты. Ниже пример.

Зелье, дающее сверхскорость
Нам понадобится:
- порошок со стен эльфийской пещеры — 2 чайные ложки;
- порошок из рога единорога — на 3 чайные ложки больше;
- тина с болот Аляски — 3 чайные ложки;
- розовый нектар — на 4 чайные ложки больше, чем тины;
- семена чёртовой ягоды — 5 чайных ложек;
- верблюжье молоко – на 1 чайную ложку меньше, чем семян;
- вода Тихого океана в 2 раза больше, чем молока.
Всё перемешать, поместить в прозрачную ёмкость и оставить под лучами солнца на 6 часов. Далее хранить в тёмном прохладном месте. Принимать по 1 столовой ложке в день.

Конечно, «зелье» в тот же день оказывается в канализации, а ёмкость — в посудомойке. Ведь важен только сам процесс приготовления.

Для обучения сына счёту я выбрала игровую форму. Таким же способом он запоминает и цифры. Иногда мы занимаемся по рабочим тетрадям, но не часто и не регулярно.-3

3. Лесопилка

Игра по такой схеме помогает ребёнку понять, как образуются числа второго десятка.

Один из возможных вариантов — игра с брёвнами. В качестве брёвен можно использовать любые палочки. Если под рукой нет нескольких десятков палочек, нас всегда выручит пара коробков со спичками.

Итак, мы на лесопилке заготовили брёвна. Скоро начнут подъезжать грузовики, чтобы транспортировать материал заказчикам. Надо подготовиться. Отсчитываем по 10 брёвен и скрепляем резинками. Потребуется несколько связок по 10 штук. Рядом насыпаем кучу отдельных брёвен.

Подъезжает грузовик с накладной. Это маленькая бумажка, на которой указано число от 11 до 20. Именно столько брёвен нам нужно загрузить.

Допустим, в накладной указано число 16. Я спрашиваю сына: «Сколько десятков нужно выдать?». Он отвечает: «Один». Кладёт в грузовик связку из десяти спичек. Далее я спрашиваю: «Сколько отдельных брёвен нужно добавить к десятке, чтобы получилось 16?». Сын отвечает: «Шесть». Отсчитывает шесть спичек и докладывает их в грузовик. Машина уезжает, подъезжает следующая за другим количеством брёвен.

Для обучения сына счёту я выбрала игровую форму. Таким же способом он запоминает и цифры. Иногда мы занимаемся по рабочим тетрадям, но не часто и не регулярно.-4

Уже в процессе первой такой игры сын уловил суть второго десятка. Стал узнавать и называть числа, обозначаемые цифрами от 11 до 20. После второй игры начал считать до двадцати по порядку.

4. Магазин и две купюры

Тренируем сложение в пределах десяти или больше.

Продавать можно что угодно. Сыну нравится что-нибудь связанное с машинами. Например, у нас накопилось большое количество колёс от сломанных машинок. Мы их собирали в коробочку.

Теперь продаём их понарошку. Я открываю магазин колёс. Выставляю на продажу и сопутствующие товары (флакончики с маслом, брелки и т.д.).

Сын играет за покупателей. К магазину подъезжает машинка, водитель выбирает колёса и другой товар. Я называю стоимость покупки в рублях — от 2 до 12. Важное условие: расплатиться можно только двумя купюрами.

Мы используем карточки с цифрами от 1 до 9 (обучающая игра «Ралли» от Джеко). Их я раскладываю лицевой стороной вверх рядом с магазином.

Для обучения сына счёту я выбрала игровую форму. Таким же способом он запоминает и цифры. Иногда мы занимаемся по рабочим тетрадям, но не часто и не регулярно.-5

Говорю: «С вас 8 рублей». Сын подбирает две карточки так, чтобы в сумме вышло восемь. Расплачивается ими. Этот покупатель уезжает, подъезжает следующий.

Для обучения сына счёту я выбрала игровую форму. Таким же способом он запоминает и цифры. Иногда мы занимаемся по рабочим тетрадям, но не часто и не регулярно.-6

Пока что сын далеко не всегда справляется самостоятельно. Часто я подсказываю ему. Советую, какую купюру взять первой. Например, покупатель должен заплатить 9 рублей. Я вижу, что сын растерялся, глядя на карточки. Говорю: «Дайте мне 6 рублей и добавьте ещё одну купюру, чтобы получилось 9». Так ему легче сориентироваться.

Максимальная сумма, с которой мы сейчас играем, равна двенадцати. Таким образом, переход через десяток потихоньку осваивается.

Возможно, вам будет интересно:

Математическая игра-викторина (4-6 лет)

Сюжетно-ролевая игра "Доставка посылок"

Феномен Пиаже и принцип сохранения: чему необходимо научить ребёнка до школы

Математические настольные игры для малышей

Сюжетные математические игры для обучения малыша счёту