Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!
Россия − страна контрастов и парадоксов. Наверняка многие из вас не раз слышали это расхожее клише, призванное подчеркнуть наличие, а порой даже соседство чего-то разнящегося и абсолютно несовместимого. Так говорят и про всю нашу страну в целом, и про многие города в отдельности. Недаром ведь у нас даже в самом сердце столицы, в трехстах метрах от Московского Кремля находится огромный пустырь. Так что уж говорить о провинции, где размах подобных контрастов может быть многократно шире. Об одном из таких мест и пойдет речь в сегодняшней статье.
Отправиться на поиски контрастов нам предстоит в Ивановскую область, регион крайне интересный и в то же время совершенно не туристический, лежащий в стороне от проторенных троп Владимирской и Ярославской областей. При этом количество древностей и всевозможных достопримечательностей здесь крайне велико. Плес, Шуя, Палех, Юрьевец, Кинешма − вот лишь несколько возможных направлений для поездки по Ивановской области. Кроме того, именно в этом регионе находится дом Муратова, который я не так давно включил в подборку 20 самых красивых деревянных домов России. Словом, взглянуть здесь есть на что. Мы же с вами сегодня посмотрим на два весьма любопытных места, которые нечасто попадают в туристические путеводители, хотя, как по мне, идеально отражают ситуацию с внутренним туризмом в масштабах всей России, контрастной и противоречивой.
Итак, поехали!
Поиски российских контрастов приводят нас в Кинешму, второй по численности город Ивановской области. Десять часов ночным поездом из Москвы, и вот мы уже в старом уездном городке, ныне включенном в перечень исторических поселений России. Центр города здесь в меру уютен и довольно сносно приведен в порядок. Но чем дальше отходишь от центра, тем менее обустроенной становится окружающая среда, а на смену древним церквям, вековым кирпичным особнякам и резным деревянным домикам приходят депрессивные кварталы раннесоветских многоэтажек, полузаброшенные промышленные предприятия и совершенно разбитые автомобильные дороги. Ивановская область по многим экономическим показателям находится в нижней части списка российских регионов, и, увы, здесь, на окраине Кинешмы, это хорошо заметно.
Но есть как минимум одна причина побывать здесь, вдали от исторического центра города. Это дача владельца бумагопрядильной фабрики Павла Севрюгова, главный дом которой, особняк «Отрадное», был сооружен в 1905 году. Дача в былые времена представляла собой роскошный усадебный комплекс на берегу Волги, но после революции была национализирована вместе с расположенной поблизости фабрикой, в дальнейшем переходила из рук в руки, пока вдруг не оказалась никому не нужной. Фабрика в наши дни находится на последнем издыхании [полагаю, что сохранившиеся корпуса уже давно не используются по своему первоначальному назначению], а усадьба так и вовсе медленно, но верно превращается в настоящие руины посреди сосновой рощи. Когда, следуя навигатору, идешь по ней от автобусной остановки, даже не верится, что через несколько десятков метров перед тобой возникнет стилизация замка в неоклассическом стиле, выполненная еще в начале прошлого века.
В те далекие годы, во времена расцвета легкой промышленности (в Ивановской области особенно), особняк был центром масштабного имения с садом-оранжерей, находящегося в пейзажном парке на берегу Волги. Сегодня парк давно зарос, а состояние главного усадебного дома иначе как удручающем просто не назовешь. И это несмотря на признанный статус памятника архитектуры местного значения. Как так вышло, вопрос риторический. В советские годы в здании усадьбы располагались рабочий клуб, военный госпиталь, детская библиотека и дом культуры. В 1990-е годы особняк и окружающие постройки были полностью заброшены. Какие-то следы ремонта угадываются разве что в небольшом домике-флигеле по соседству, а точнее в его крыше. На большее, видимо, средств не нашлось.
Конечно, все-таки будет преувеличением сказать, что усадебное здание пришло в полную негодность и уже не может быть восстановлено. Но, как ни крути, время и халатное отношение со стороны ответственных лиц делают свое дело. Кровля и штукатурка постепенно отваливаются, появляются трещины, многие окна уже давно лишились остекления и сегодня заколочены, здание зарастает сорняками, а окрестная территория покрывается мусором. Вместо организованных групп туристов здесь появляются разве что местные жители, чтобы пожарить шашлыки, да выпить с видом на Волгу.
Дела до архитектуры усадьба, к сожалению, сегодня никому нет. Никто не обращает внимания на то, чтр «замковой» башенке усадьбы противостоит колоннада, квадратным окнам − вытянутые прямоугольные, классическим архитектурным элементам здания − его общая композиция, характерная для стиля модерна. Более того, вы, скорее всего, даже не найдете упоминания об усадьбе в туристических путеводителях Кинешмы или всей Ивановской области [понятное дело, не звать же людей смотреть на развалины]. Разве что отдельные частные описания или отзывы, благодаря которым можно получить представление о том, как усадьбы выглядела в свои лучшие годы. Согласитесь, разница более чем заметна:
И если фасад, обращенный к парку, выглядит еще более или менее сносно, то вот на фасад противоположный, выходящий на высокий волжский берег, без грусти просто не взглянешь. Полукруглая лоджия с колоннадой и лестница с балюстрадами находятся сегодня в совершенно катастрофическом состоянии. Сколько лет все это простоит без пусть даже не ремонта, а хотя бы консервации, вопрос открытый.
С лестницей, ведущей к волжскому берегу, как вы можете заметить, дело обстоит еще хуже. Чтобы не переломать ноги, решил не спускаться по ней. Тем более что уже совсем скоро мне предстояло оказаться на другом берегу Волги, около другой усадьбы, где ситуация с сохранностью и реставрацией всей приусадебной территории отличается категорически.
Из-за того, что территория усадьбы вплотную примыкала к набережной Волги, склоны берегов в начале XX века были дополнительно укреплены подпорными стенами, над которыми в свою очередь была обустроена гранитная набережная с металлической решеткой. Ни гранита, ни решеток, само собой, уже давно нет, а вот часть укреплений сохранились по сей день. С них и был сделан кадр ниже в сторону Волги и Кинешемского моста, открытого сравнительно недавно, в 2003 году. В правом верхнем углу, на противоположном, еще более крутом берегу Волги, можно увидеть еще одно примечательное сооружение. Это усадьба русского предпринимателя и мецената Николая Рузского, известная также как «Студеные Ключи».
По прямой между двумя усадьбами меньше двух с половиной километров. С учетом крюка через мост дойти можно было бы минут за 35-40. Вот только мост для пешеходов закрыт, так что приходится почти полтора километра идти до ближайшей остановки, ждать автобуса, минут десять ехать, а потом снова идти полтора километра пешком (такси как альтернатива). Но поверьте, поездка полностью стоит и времени, и денег. Почему? Ответ ниже.
Усадьба «Студеные Ключи» появилась здесь девятью годами позже дачи Севрюгова. Ее владелец Николай Рузский управлял несколькими заводами, был членом совета Русского торгово-промышленного банка, а также владел пароходством на Волге. Одним из его главных увлечений было искусство. В течение многих лет Рузский собирал коллекцию изобразительного искусства, многие предметы которой в дальнейшем вошли в собрания художественных музеев Кинешмы и Иванова. А в самой усадьбе предпринимателя нередко устраивались музыкальные концерты и светские мероприятия, здесь в свое время гостили Шаляпин, Рахманинов, Кустодиев и Бородин.
Кроме этого, весьма примечательна и архитектура самой усадьбы, ориентиром для которой стала усадебная и дворцовая архитектура московского классицизма XVIII−XIX веков, с характерной симметрией и гармонией с окружающим пространством. Главный дом, смотрящий с высокого берега на Волку, окружал пейзажный парк в английском стиле с липовыми аллеями. Многие оригинальные архитектурные элементы, конечно, были утеряны, но в настоящее время ведется работа по их воссозданию, либо подбору и строительству аналогичных, выполненных «в духе времени». Вот, например, львы, очень похоже, что новенькие:) Но выглядят при этом вполне достойно и уместно. Да и всяко лучше, чем разваливающаяся лестница усадьбы Севрюгова. А из таких деталей ведь и складывается общее впечатление о том или ином месте.
Есть все основания полагать, что даже сто с лишним лет назад усадьба «Студеные Ключи» была ничуть не более роскошной, нежели дача Севрюгова, а буквально пару десятилетий тому назад, в начале 2000-х, своим внешним видом мало от нее отличалась. Включая заколоченные окна, отколовшуюся штукатурку и заросли сорняков. Но в 2011 году история усадьбы приобрела совершенно иной оборот. Произошло это вместе с ее приобретением одним из местных предпринимателей, пожелавшим спасти от уничтожения данный памятник истории и архитектуры и вдохнуть новую жизнь в усадьбу, находившуюся тогда в руинированном состоянии.
Стройка по-прежнему ведется и, если судить по вывешенному здесь плану развития данной территории, пока еще далека от завершения. Но уже на сегодняшний день точно воссоздан облик главного дома и большинства вспомогательных построек, а также значительной части пейзажного парка. Изначально же на территории усадьбы находились флигель, конюшня, дома прислуги и хозяйственные пристройки, пейзажный парк с липовыми аллеями, ротондами и декоративными павильонами. Дальнейшие планы включают в себя завершение реставрации и превращение «Студеных ключей» в просветительский центр Ивановской области, проведение здесь различных праздников и фестивалей.
Не берусь, судить насколько «Студеные ключи» в нынешнем виде соответствует своему первоначальному облику, но, даже если это не так, отдать должное работе строителей и архитекторов все же стоит. То, что получилось, смотрится весьма и весьма достойно. А в условиях российской действительности аналогов столь бережного воссоздания исторических объектов так и вовсе по пальцам пересчитать.
К слову, не лишним помимо архитектурной будет упомянуть и социально-культурную составляющую данного проекта. В 2016 году на церемонию открытия «Студеных ключей» из Нью-Йорка приезжала Татьяна Николаевна Бобринская, 93-летняя внучка Рузского, которая, вспоминая рассказы матери о детстве, проведенном в усадьбе, долго не могла войти в дом. Репортажи об этом знаковом событии можно найти на сайтах региональной ивановской прессы.
Конечно, хотелось бы, чтобы подобные проекты в масштабах страны не становились исключениями из правил, а реализовались на постоянной основе, освещались более широко и ставились в пример. Страна, как говорится, должна знать своих героев. Да и к тому же с учетом складывающегося тренда на внутренний туризм появление новых направлений должно быть по-настоящему востребованным.
Видеть, как в провинции реализуется столь крупный проект, по-настоящему необычно. Сказать, что «Студеные Ключи» выглядят отлично, особенно на контрасте с только что посещенной усадьбой Севрюгова, значит не сказать ничего. И ведь это не только не административный центр области, но уже даже и не Кинешма, а куда более депрессивный в экономическом плане Заволжск. Проект реставрации усадьбы − настоящий луч света в темном царстве на десятки километров вокруг. Очень хочется верить, что работы по благоустройству будут продолжены, а «Студеные Ключи» станут не только популярным направлением культурно-познавательного туризма, но еще и дадут не один десяток рабочих мест для области.
В целом, наверное, если здраво оценивать проект реставрации усадьбы, чего-то сверхъестественного в нем нет. Да, сделано все добротно, со знанием дела, ничего, вроде бы, пока не треснуло и не отвалилось, но в то же время, объективно говоря, каких-то особенных восторгов вызывать там нечему. Ведь ровно так и должны выглядеть исторические российские усадьбы, отреставрированными, приведенными в порядок, с благоустроенной окрестной территорией.
Но при этом на контрасте с дачей Севрюгова невольно начинаешь думать, что в данном случае был реализован какой-то невероятный реставраторский проект. И, увы, не только на контрасте с дачей Севрюгова, а, пожалуй, даже с большинством усадеб по всей России, заброшенных и постепенно разваливающихся, тех, чьи лучшие годы прошли уже сто с лишним лет назад. Просто именно эти две находятся в зоне прямой видимости друг от друга, что, конечно, добавляет определенной неоднозначности. Светлая крыша прямо перед трубой на фото ниже − это и есть особняк «Отрадное».
А вот Кинешемский мост, строившийся в течение долгих 19 лет, с 1984 по 2003 годы. И, кстати, именно в усадьбе «Студеные Ключи» на протяжении этого времени была расположена база мостостроителей.
От усадьбы виден даже центр Кинешмы, особенно заметен Троицко-Успенский собор и его высоченная колокольня (87 метров), расположенный на расстоянии семи-восьми километров. Бескрайние волжские просторы, крутые лесистые берега и маковки древних церквей − таков весьма характерный и типично русский пейзаж. Недаром наш прославленный драматург Александр Островский, чья усадьба Щелыково находится в нескольких километрах от Заволжска, назвал эти места «русской Швейцарией».
А для того, чтобы от усадьбы попасть в центр Заволжска предстоит пройти еще примерно три километра. Преодолеть их можно, идя по обочине вдоль шоссе или прямо по высокому берегу Волги. Во втором случае треть пути пролегает по (полу?)заброшенной железной дороге, ведущий на доживающей свой век Заволжский химический завод, некогда гигант советской промышленности. Но не будем о грустном. Виды волжских просторов здесь крайне живописные. А учитывая, что общее состояние бóльшей части рукотворных достопримечательностей вокруг скорей напоминает усадьбу Севргюгова, а не Рузского, природа в этих места является настоящей отдушиной.
И на этом об усадьбах Ивановской области на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Буду рад, если вы подпишитесь, и постараюсь и впредь не подкачать!)
#ивановская область #усадьбы россии #интересные места #интересные факты #архитектура