В последнюю пятилетку СССР в Доме Быта открылся самый первый в нашем городе видео-салон. Чуть позже видео-салоны стали появляться словно грибы после дождя, пока у населения ещё не было своих видеомагнитофонов. За пару лет предприимчивые люди успели неплохо заработать. Ходил неоднократно преимущественно на фильмы ужасов.
Итак, в Доме Быта показывают западный ужастик Стивена Спилберга «Челюсти». Нашумевший фильм 1975 года про белую акулу, наводящую ужас на курортном побережье. Слышать про кино много слышали, но ни разу не видели. В кинотеатрах его не крутили, по телевизору тем более не показывали. Как только представилась возможность увидеть воочию ленту 27-летнего (на момент съёмок) режиссёра с мировым именем, сразу же отправился на просмотр.
Сколько стоил входной билет, честно говоря, уже не помню. Народу набилось полный зал, ни одного свободного места. Аншлаг+!
Закрыли двери, погасили свет, включили самый обычный цветной телевизор с электронно-лучевой трубкой (правда, импортный – картинка на экране с яркими, сочными цветами). Плоских TV-панелей на тот момент времени мы ещё в глаза не видели, однако по ужасно высоким ценам появились в продаже первые ПК-мониторы с диагональю 14". Где-то в середине 90-х завезли и большущие плоские телевизоры по цене как от Боинга-747...
Вернёмся к ужастику Голливуда. В предвкушении страшных кадров мы уставились в телевизор, но... вместо обещанного кинá (!) с экрана толкает речь некий киноэксперт. На протяжении 30 минут он рассказывал про фильм – как он создавался, где снимался, в какой бюджет обошёлся, какую кассу собрал... Первые минуты слушали внимательно, потом заскучали, затем в адрес «киномеханика» полетели нелицеприятные шуточки. Но, видимо, отменить вступительную часть никак было нельзя и наверняка за видео-салоном «присматривали» люди «сверху». Так что досмотреть и выслушать до конца скучный доклад киноведа пришлось поневоле.
А затем наконец-то начался фильм. На наших лицах скука сменилась вниманием в десятой степени! Ещё бы – в нашей стране фильм ужасов показывают! Кроме экранизации Н.В. Гоголя «Вий» мы больше ничего подобного не видели. Можно ещё упомянуть фильм «Господин оформитель» с Виктором Авиловым в главной роли, но тут скорее мистика чем ужасы.
«Челюсти» хоть и про акулу, однако сама акула на экране появилась не скоро. Обычный триллер, держащий зрителя в напряжении, смотрится увлечённо, но ожидаемых ужасов нет. В принципе, о фильме складывается не дурное впечатление, хотя осадочек всё же присутствует – пришли «побояться» и страхами пощекотать нервы, а бояться-то совершенно нечего.
Впрочем, во второй половине фильма акула часто была на экране, немного жутких сцен добавило адреналина. Наконец-то дождались того, за что заплатили деньги.
Признаться честно, фильм вызвал двойственное чувство. С одной стороны, лента смотрится с интересом и не зря входит в реестр фильмов культурно-эстетического значения. Но с другой стороны, в последних кадрах разочаровала акула, вернее то, какой сделали её создатели фильма. Понятное дело, что снимали механическую акулу и для зрелищности по сценарию далеко отошли от реального поведения кархародона (научное название белой акулы). Впрочем, самая настоящая белая акула (помельче, чем механическая) есть в сцене с клеткой под водой.
В 1978-м и 1983-м годах вышли продолжения без участия Стивена Спилберга. В 2011-м году снят фильм «Челюсти 3D». Ни один из сиквелов не смотрел. Вторым фильмом в видео-салоне был «Кинг-Конг», потом действительно страшный культовый «Зловещие мертвецы», затем резкий разворот к жанру лёгкой комедии «Греческая смоковница».
#шахтёр #кино #видео-салон #челюсти #голливуд #фильм ужасов