Пожалуй, стоит сразу предупредить читателя о том, что автор книги – всего лишь человек. Человек несовершенный, со своими недостатками и особенностями характера. Да, я написала эту книгу не благодаря тому, что святая. Я написала её благодаря тому, что НЕ святая, и одновременно вопреки этому. Но вне зависимости от моих персональных качеств та правда, о которой вопиет мой «Глас», может стать для вас спасительной, если вы найдёте в себе мужество хотя бы познакомиться с ней. Пока вы живы, у вас будет возможность использовать прочитанное для своего блага (как минимум).
Представьте берег моря. На нём отдыхает и веселится множество народу. Здесь и ваши родители, и ваши родственники, дети и друзья, все самые близкие и дорогие вам люди – люди, которым и вы очень дороги, которые даже любят вас всей душой. Они все вам, конечно, очень нравятся. Допустим, вы прошли с этими прекрасными и симпатичными вам людьми огонь, воду и медные трубы, проверили их чувства не только в радости, но и в горе, поэтому можете быть уверены в глубине и серьёзности их к вам отношения. Но вот вы решаете поплавать, увлекаетесь и так выходит, что по какой-то причине очень далеко от берега начинаете тонуть. Тут же вдруг выясняется, что все те, кто вас любит, плавать не умеют и помочь вам ничем не могут. И как бы ни хотели, смысла нет даже пробовать это сделать, потому что мало того, что они не спасут вас, так ещё и сами утонут: всё, что они могут – орать, плакать и рвать на себе волосы от страданий и чувства беспомощности по поводу того, что с вами происходит. Но тут на этом пляже с этими прекрасными любящими вас и любимыми вами людьми откуда ни возьмись появляется совершенно не симпатичная вам личность, которая и к вам не испытывает никакой не то что любви, а даже минимального расположения. Допустим, эта персона является носителем абсолютно всех недостатков, которые вам омерзительны и противны, но при всём при этом, видя вашу беду, не может закрыть на неё глаза. Потому что эта мерзкая, отвратительная вам личность умеет плавать: не сказать, что очень уж хорошо, не на уровне мастера спорта, нет – просто как-то худо-бедно умеет, и видит, что, если она не попытается вас спасти – вам конец. И вот, грязно ругаясь, она бросается в воду и вытаскивает вас на берег. Вы что, не позволите ей этого сделать и предпочтёте сгинуть в глубине морской? А ведь эта личность вас НЕ ЛЮБИТ, да ещё и матерится, и вообще по сравнению с вашим симпатичным окружением дрянь дрянью, а не человек.
Представьте другую ситуацию. Вы мать и купили своему ребёнку какую-то новую вкусняшку. Допустим, сок в маленькой коробке с трубочкой. Вы купили ребёнку этот сок, потому что очень его любите, а кто-то, кому вы поверили (не важно, по какой причине), убедил вас, что любая любящая мама должна обязательно своему малышу хотя бы раз в жизни дать попробовать этот дивный нектар: мол, вы этого достойны, мол, подарите своему чаду самое лучшее. Вам рассказали, что якобы все педиатры мира льют слёзы счастья от того, что такой продукт появился на рынке, и так горячо его всем рекомендуют, что аж из штанов выпрыгивают. И в рекламе женщина с белоснежной винирной улыбкой, облачённая в модные одежды, в красивых интерьерах поит этим соком карапуза, который от блаженства просто сияет и млеет. Короче, вы поверили, вы купили. И прямо выйдя из магазина, сразу дали этот сок своему горячо любимому малышу. А метрах в десяти от вас случайно оказалась та самая мерзкая личность из предыдущего абзаца. Она случайно обратила внимание на то, как ваш ребёнок подносит к губам трубочку и собирается сделать первый глоток напитка. Эта личность узнала коробочку и ужаснулась: совсем недавно она чуть дуба не дала от этого сока, а когда еле выкарабкалась, отдала напиток на экспертизу и узнала, что это отрава, которая приводит либо к мгновенной, либо к отложенной смерти любого, кто её выпьет. То, что сама эта мерзкая личность осталась жива – настоящее чудо! И вот она видит, что на её глазах человек может погибнуть, и не может остаться равнодушной, не может успокоить себя тем, что это не её дело. Счёт идёт на секунды, если не на доли секунды. Бежать и объяснять нет времени. Но у этой отвратительной личности по счастливому стечению обстоятельств оказывается в руках баскетбольный мяч, и она успевает сообразить, что единственный шанс спасти ребёнка – постараться хорошенько прицелиться и швырнуть в него мячом, чтобы сок выпал из его рук и не случилась беда. Она это делает и, к счастью, попадает. Ребёнка, конечно, сшибает с ног, возможно, он даже разодрал себе колени, может быть, от удара или падения даже случился какой-нибудь перелом. Возможно, малыш рыдает от испуга и боли, но он ЖИВ!!! И теперь можно попробовать объяснить его любящей маме, что вообще произошло и почему мерзавец посмел вмешиваться в чужую жизнь. Ведь этот негодяй вас не знает, а потому, конечно, НЕ ЛЮБИТ. Кстати, если бы и знал, то и тогда бы скорее всего не полюбил, но всё равно не прошёл бы мимо.
В обоих примерах недостойный индивид грубо и без спроса вмешивается в чужую жизнь. В обоих примерах он НЕ ЛЮБИТ и не может любить тех, в чью жизнь вмешивается. Но это не мешает ему спасти их от трагедии. И знаете почему? Потому что он ЧЕЛОВЕК и он ЛЮБИТ СЕБЯ! И любит себя ПРАВИЛЬНОЙ ЛЮБОВЬЮ. Он вас не любит, но знает, что совесть до конца жизни не даст ему спать спокойно, если он не попытается предотвратить беду, имея к этому хоть какие-то средства. Он вынужден спасать других из любви к себе. Представляете, в каком мире мы бы жили, если бы все стали такими «себялюбцами»?
Вы же знаете, что, если человек замерзает зимой где-то, допустим, в глухом лесу, главное – не позволить себе заснуть: иначе – смерть. А в бане вы когда-нибудь угорали? Мне вот в детстве довелось пережить этот опыт. Благо, рядом были взрослые: вытащили меня, потерявшую сознание, в предбанник и стали приводить в чувство. А мне было так хорошо – вы не представляете! Мне хорошо, а кто-то (как потом выяснилось, мама) бьёт меня по щекам, очень больно бьёт – ужасно неприятно. Я вялыми руками пытаюсь отвести её удары и уже почти с того света говорю ей: «Отстань... Отстань…» Так вот МИР УГОРАЕТ, и мой «Глас» – попытка вернуть его к жизни. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы спрогнозировать развязку моего «банного приключения», если допустить, что моя мама, руководствуясь принципом, что детей бить нельзя, стала бы меня вежливо уговаривать: «Сударыня, соблаговолите выйти из своего угара! Вы что, не понимаете, что умираете? Прекратите, пожалуйста, умирать и немедленно!»
Надеюсь, теперь вы увидите за местами не деликатным тоном книги мою любовь к себе, которая не позволяет мне нежничать и сюсюкать с читателем, когда ему грозит смертельная опасность. Я просто бросаю в вас мяч. Я просто даю вам спасательный круг, чтобы вы ни при каких обстоятельствах не утонули, чтобы не били бестолково в панике руками по воде, а понимали, что происходит и что делать – даже если рядом не найдётся мерзавца, готового вас спасти. Я тот самый мерзавец, но меня не будет рядом. Поэтому сейчас я бью вас по щекам: проверьте, не угораете ли вы. И я точно заслуживаю вашего доверия, потому что в разговоре с вами не ищу никакой выгоды: обратите внимание на то, что я даже понравиться вам не пытаюсь.
Может показаться, что книга обвиняет людей в эгоизме: на самом же деле ОНА ПРИЗЫВАЕТ их К ЭГОИЗМУ, она за него агитирует, она о нём вопиет! Вот только речь не о младенческом эгоизме спящего потребителя, а о зрелом эгоизме осознанной ЛИЧНОСТИ, ищущей правды! Чтобы по-настоящему любить себя, надо понимать, что является для тебя настоящим благом. Но пока в картине мира человека отсутствует Бог, понять это НЕВОЗМОЖНО.
Эта книга говорит о Боге и о том, что Его срочно нужно пригласить в свою жизнь каждому, кто себе не враг. Потому что спящее человечество зашло слишком далеко в своих играх. Скоро мы окажемся в совсем другой реальности – хотите вы этого или нет. Это, кстати, очень хорошая реальность – но до неё нужно не только как-то дотянуть: чтобы иметь возможность жить в этой реальности, ей нужно соответствовать. Я не общаюсь с инопланетянами и не слышу голоса, я просто всю жизнь посвятила поиску правды, поэтому знаю вещи, о которых большинство может даже не подозревать. Не потому что я хорошая, а большинство плохое – мы просто разные: у всех свои интересы.
Я с радостью вам сообщаю: есть информация, что очень скоро тех, кто не захочет по своей доброй воле вспомнить о Боге, Он будет пытаться разбудить, например, серьёзными болезнями. Предполагаю, возможны и другие отрезвляющие драмы. И это будет Его ЛЮБОВЬ. Настоящая любовь, которая не имеет ничего общего с потаканием слабостям и порокам человека, безнравственной толерантностью или инфантильным прекраснодушием. Если ты не хочешь просыпаться от лёгкого похлопывания по плечу и рискуешь из-за этого погибнуть, Бог по Своей любви, конечно, найдёт способ тебя разбудить: может быть, придётся облить тебя ледяной водой, может быть, стащить волоком с уютной кроватки, а может быть, твой сон настолько глубок, что Ему придётся тебя ударить. Ты даже прямо сейчас выбираешь формат вашего диалога. «Глас вопиющего» призван помочь тем, кто хочет сделать всё возможное, чтобы перейти в новую реальность с минимальными потерями, а возможно, и вообще без них обойтись.
Мне искренне жаль тех, кто не сможет найти в себе сил прочитать мою книгу. Но через них, наверное, смогут послужить правде Божией какие-нибудь хирурги, реаниматологи, пожарные и прочие работники цеха экстремального пробуждения. Ещё мне жаль тех, кто, несмотря на все мои объяснения, найдёт повод обидеться на что-то из сказанного «Гласом вопиющего». Если честно, я вообще не понимаю, что из себя представляет обида. Наверное, это что-то типа уязвлённого самолюбия?
Я встречала людей, которые были убеждены, что я обидчивая. Это поначалу меня очень расстраивало, а теперь просто забавляет. Если вы прочитаете мою книгу, то в идеале вас должно озарить, насколько глупое дело – обижаться на кого бы то ни было. Если вы пригласите в свою жизнь Бога, то каждый человек станет для вас Его рупором, посланием от Него, шифровкой, если хотите. Вы станете совершенно иначе смотреть на людей: скорее всего, вы, как и я, проникнитесь к ним искренним сочувствием. Вы узнаете про их «фильтры» и поймёте: всё, что человек говорит, он говорит о себе; всё, что он делает, является его портретом. Это открытие может стать для вас настоящим подарком! Но может и не стать: если вы сами являетесь рабами своих фильтров, то не сможете трезво воспринимать и оценивать ни окружающих, ни события. Не оценив адекватно себя, невозможно адекватно оценить ничего из обозначенного.
Давайте проиллюстрируем примером. Вот кто-то называет меня дурой или высокомерно морщится: «Не говори ерунду!» Обидно ли мне? НЕТ. Я очень давно практикую честное изучение себя, и ни один человек (не считая исключительных нескольких) не способен мне рассказать больше того, что я о себе знаю. Есть масса сфер, в которых я полный ноль: я давно это поняла, признала и, если мне приходится или просто хочется высказать своё о них мнение, всегда предупреждаю собеседника, что оно может прозвучать глупо. Если же дело касается темы, в которой мои компетенции достаточны или даже высоки, но кто-то позволяет себе при этом назвать меня дурой, возможны два варианта. Если человек скажет это без высокомерия и по-доброму, я точно постараюсь при его открытости к диалогу узнать причину вынесения мне такого вердикта: если причина разумная, то мне будет не стыдно признать свою глупость; если причина в его глупости, то я улыбнусь и попрощаюсь. Если человек скажет подобное с пренебрежением или с негативом, то интереса к продолжению общения у меня точно не возникнет и прощание будет неизбежным, потому что констатация факта и хамство – разные вещи: первое для меня нормально, второе – неприемлемо. Каждый имеет право мне нахамить – я никому не могу этого запретить, но я могу отказаться от общения с хамами. Они мне просто неприятны и неинтересны. И обидам тут нет места: я же не обижаюсь на то, что в магазине продаётся огромное количество того, что я никогда не покупаю – просто прохожу мимо этого и беру то, что мне по душе.
Или. Встречается мне, например, неблагодарный человек. Я себя люблю и лично мне выгодна такая встреча, потому что у Бога никакое доброе дело не остаётся незамеченным (если оно, действительно, по-честному доброе) и Он всегда находит способ отблагодарить того, кто сделал искренне что-то хорошее (кстати, и вразумить того, кто сделал нехорошее). Я концентрируюсь только на том, чтобы делать добро не из корысти или других лукавых мотивов и при этом не действовать против правды. Я знаю, что божественная благодарность всегда круче человеческой. Но также я знаю, что неблагодарному человеку его неблагодарность во вред. Способна ли я любить себя, причиняя человеку вред? Нет. Считаю ли я возможным воспитывать чужого взрослого человека? Нет. Считаю ли я правильным, продолжая общение с ним, утверждать его в уверенности, что неблагодарность – это нормально? Нет. Если я не единожды убеждаюсь в том, что человек неблагодарный, приходится прекращать общение. Со стороны это, вероятно, выглядит как обида. По факту – вообще ничего общего. Просто любовь к себе и даже намёк на любовь к ближнему.
Или. Я вижу, что несмотря на мои честные попытки построить искренние и здоровые отношения с человеком, получаю от него поступки, не соответствующие моим представлениям о порядочности и правде: он доброту принимает за слабость, принятие его недостатков интерпретирует как вседозволенность, не считает нужным анализировать свои промахи и не просит прощения. Я вижу, что моё к нему человечное отношение делает из него морального урода, то есть, не делая ничего плохого, а только всё хорошее, я способствую не развитию его, а деградации. Могу ли я это терпеть? Пожалуй, могу, но чего ради? Может, я считаю, что это для него полезно? Нет. Может, я считаю возможным его менять, когда его всё устраивает и сам он меняться не хочет? Нет. Считаю ли я, что эта ситуация полезна для меня? Нет. Может, я готова себя изменить, применив какие-нибудь психологические приёмчики, чтобы изменить его к лучшему? Поскольку я действую в каждый момент своей жизни с максимальной ориентацией на правду, то изменять себя для меня значит изменять правде: значит, и тут ответ отрицательный. Что ж, как ни грустно, приходится уходить. Есть ли обида? Я вот ума не приложу, откуда она может взяться – ведь все просто сделали свой выбор.
Я честно стараюсь изо всех сил и не могу смоделировать ни одной ситуации, где я бы испытала это чувство. Поэтому в разговоре об обиде как явлении только теоретизирую. Если общение не зашло очень далеко, самая частая моя эмоция от столкновения с «обидчиками» или хамами – испанский стыд. Если речь о более-менее близких взаимоотношениях, может быть грустно, больно, горько – это понимаю. Но когда в твоей жизни есть Бог, то единственное, в чём есть смысл – анализировать происходящее, задаваясь вопросом, для чего тот или иной человек пришёл в твою жизнь, делать выводы из полученного опыта и расти. Как говорится, умный и у дурака может чему-нибудь научиться, а дурак и у умного ничего не возьмёт. А уж любое (даже самое пустяшное) страдание с Богом – это просто кладезь откровений. А какой конструктив можно извлечь из обиды? Обиды – это какая-то детсадовская тема, по моим ощущениям.
Такой же бред, на мой взгляд, теория об изменении человека под воздействием внешних обстоятельств под лозунгом: «Не мы такие – жизнь такая». Мол, я не видела в жизни уважения к себе, поэтому я теперь стерва. Здрааасьте! Так ты, значит, изначально такой и была – просто сразу с собой не разобралась, честно на себя не смотрела, а жизнь расставила всё по своим местам. Меня сломала невзаимная любовь! Да тебе просто удобно было сломаться – вот ты и сломался: легализовал своё малодушие, забаррикадировался от жизни и рад. Скукотища. Песочница под «грибочком».
А вот давайте не я вам скажу: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». Апостол Павел. Не слышали о таком?
Кстати! Раз уж о нём зашла речь. Этот человек людям разъяснил, что такое любовь, описал её: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Вы не поверите: вот читаю – как будто про меня писали. Честное слово! Но у меня язык не повернётся сказать, что я вас люблю. Ну, не правда это потому что. Но что из этого? Зачем вам моя любовь, если я только из любви к себе готова вас спасать из последних своих сил? Зачем вам моя немощная любовь, если вас любит всемогущий Бог? Почему тем, кто дерзает говорить о любви, дела до вас нет? Почему огромные толпы ухоженных и якобы хорошо воспитанных людей просто преследуют свои интересы под приторно-лживые песни об уважении к личности? Да, они покормят вас, если понадобится, может, даже деньжат каких подбросят. Так это и я всё делаю при каждом удобном случае, да и вы наверняка не откажете ближнему в таких мелочах – но разве же это любовь, достойная ЧЕЛОВЕКА? Давайте ещё вспомним «не убий» тогда уж… Или всё-таки повзрослеем?
В общем, написалась у меня для вас книжка. Сама написалась. И всё время, что она рождалась, мне представлялся малыш, которого добрый дядя угостил конфетами, а мама их отняла. Он рыдает и орёт, считает, что мама желает ему зла: ведь ему было бы так сладко, так вкусно, так хорошо, а его лишили этой радости. Только мама знает, что от этих конфет он в лучшем случае весь покрылся бы аллергическими высыпаниями, которые принесли бы ему много мук, а в худшем... В общем, в рамках современных представлений о любви, мама должна позволить малышу наесться конфет – пусть хоть умрёт, лишь бы не плакал. Я не приемлю такой «любви». Я считаю такую «любовь» преступной. Поэтому моя книга не про конфеты, а про жизнь. Да, я хочу, чтобы люди жили, жили радостно и осмысленно вне зависимости от того, есть у них конфеты или нет. И я знаю, что это возможно.
Мой «Глас» вопиет: «СПАСИСЬ САМ И ВОКРУГ ТЕБЯ СПАСУТСЯ ТЫСЯЧИ!» Но вы не читайте меня, поспите ещё – подождите, пока вас Бог Сам позовёт. Он точно позовёт. Время пришло. Позовёт так, что мало не покажется. Если дождётесь, то эту книжечку читать вам будет невыносимо мучительно, хотя и тогда всё ещё не поздно.
Я просто хотела вам соломки подстелить. Ведь достаточно всего лишь принять реальность во всей её сложности, понять, что без Бога эту тяжесть не потянуть, и пригласить Его в свою жизнь. Принести Ему все свои проблемы и печали и услышать: «Я успокою вас». Признать свою неспособность самостоятельно нести тяжесть правды и увидеть, как очень сложное становится простым, а неподъёмное вполне переносимым, потому что с Ним всё по плечу. Услышьте, как Он говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко».
Зачем обманываться упрощением реальности в угоду своей гордости? Какой в этом смысл, кроме сиюминутного удобства? Однажды любым иллюзиям всё равно придёт конец, а значит каждый столкнётся с истиной. Не разумно ли подготовиться к этой встрече заблаговременно?
Да и что нужно для счастья без иллюзий? Ведь самая же малость! Проснулся, поел, успел на маршрутку, нашёл место для парковки: «Благодарю Тебя, Господи!» Начинаешь какое-то дело, собираешься в дальнюю дорогу или просто выйти из дома, заводишь важный разговор: «Благослови, Господи!» Обидел кого-то вольно или невольно, причинил вред себе или другому, выругался, подумал какую-нибудь пакость, испытал любой укол совести: «Прости меня, Господи!» Попал в трудную ситуацию, боишься накосячить, потерял что-то или расстроился: «Помоги мне, Господи!» Страх, отчаяние, паника, горе: «Спаси меня, Господи!» Радость случилась, большая или даже малая: «Слава Тебе, Господи!»
Смешно? Глупо? Сложно? Не хотите взрослеть – дело ваше. Только не забывайте, что жизнь может оказаться короче, чем вы думаете. Но даже если у вас останется только мгновение, то потратьте хотя бы его на то, чтобы обратиться к живому Богу: «Господи, помилуй!»