Надеюсь, что к третьей части моего текстотворения читатель свыкся с мыслью, что признать существование Бога как минимум выгодно, как максимум – просто жизненно необходимо. Но тут мы можем встретить тех счастливцев, которые с вызовом или без него скажут нам, что у них Бог в душе. Давайте уделим им некоторое время, ведь это, по всей видимости, святые люди, и у меня к этим избранным, конечно, есть несколько вопросов.
Для начала хотелось бы узнать, как именно они определили, что в их душе именно Бог? Нет, ну правда. Я вот, например, опираясь на свой опыт и опыт других людей, могу с непоколебимой уверенностью сказать, что всем свойственно ошибаться. Сколько историй, когда человек верит другу, а тот его в итоге предаёт и обнаруживает себя совсем не таким, каким казался: то есть ты думал, что в твоей жизни есть друг, а потом оказалось, что его не было. Сколько историй, когда жена всецело доверяет мужу и считает его прекрасным человеком, а потом оказывается, что он долгое время ей не верен, или что он вор, или что он гомосексуалист, или даже педофил. Как часто дети преподносят шокирующие сюрпризы своим родителям. Да и родители детей нередко удивляют. И это ведь не из телевизора примеры: это истории, в реальности которых у меня нет и не может быть никаких сомнений. Да у каждого, кто не принадлежит к одиночкам сорта «живу в лесу, молюсь колесу», таких сериалов наберётся достаточно. Скажете, у вас нет? Только и слышно со всех сторон: «Я думал она такая, а она не такая», «Я была уверена, что он такой, а он оказался сякой». И как правило во всех этих случаях люди знают друг друга давно, некоторые – даже всю жизнь. И жестоко ошибаются в своём «знании»! Иногда такие ошибки стоят им времени, иногда – здоровья (кому физического, кому душевного), а иногда – жизни.
Частый вывод от столкновения с неоправдавшимся «знанием человека» сводится к тому, что людям нельзя доверять. И в целом так оно, конечно, и есть. Однако совсем никому и никогда больше не доверять вряд ли у кого-то получится, потому что человек всё-таки существо социальное. Но ключ в другом: доверять нельзя даже себе! Разве это не очевидно? Ответьте себе на этот вопрос ЧЕСТНО и вы не сможете не согласиться, что это правда. Мне повезло: я за свою жизнь получила от людей массу сюрпризов разной степени отвратительности, но только совсем недавно смогла признать, что всё это произошло потому, что я слишком доверяла себе. А ведь я прокачиваю честность с самой собой уже почти три десятилетия.
И вот кто-то из таких вот вечно обманывающихся людей (к которым, повторюсь, и я в полной мере принадлежу), кто-то из нас, не имеющих мудрости увидеть в истинном свете даже то, что постоянно находится у нас перед носом, вдруг решает, что у него в душе Бог. И тут рождается второй вопрос к «богоносцу»: тебе не страшно обмануться, дружок? А вдруг в твоей душе совсем не Он? Ведь никто тебе не обещал, что твои ожидания непременно совпадут с реальностью, и жизнь постоянно это тебе доказывает. И ты уже знаешь, что у каждого самообмана своя цена. На каком фундаменте ты строишь свою уверенность, что, обманываясь в Боге, не будешь платить? А вдруг выяснится, что у этого самообмана цена не заоблачная, а подземная? Впрочем, если тебе всё равно, то мне тем более до лампочки, сам понимаешь. Я задаю эти вопросы, совершенно не нуждаясь в твоих ответах на них. А вот ты нуждаешься в этих ответах, уж поверь. И у тебя даже есть ещё немного времени, чтобы понять это.
Интересно отметить, что фраза «У меня бог в душе» не существует как жизненная установка сама по себе, это как правило реакция на вызов извне. Я встречала очень много людей, но никогда никто не озвучивал такую мысль просто и естественно, говоря о себе. Контекст всегда примерно такой, что некто пытается другого некто «наставить на путь истинный» (например, спросив, почему, дескать, ты в церковь или в мечеть не ходишь, или что-то подобное), а второй чувствует это вторжение в его сокровенное пространство и защищается: не суйся, мол, противный, не в своё дело. Но по моим ощущениям это звучит не только как защита, но и как завуалированное оправдание, и даже как упрёк. В общем, как ни крути, а о присутствии Бога в душе эта формулировка, увы, не свидетельствует.
Я ни к кому сама не лезу (да и вообще ограничила общение до нескольких избранных людей) и поэтому, к моей большой радости, давно не встречаюсь с такими вот «богоносцами». Я ни к кому сама не лезу с «духовными» вопросами и никого не стремлюсь затащить в рай, потому что, как уже сказала, мне безразлична судьба чужих людей. Я ни к кому сама не лезу, но справедливости ради отмечу (и многие могут это подтвердить), что, если человек обращается ко мне за помощью и советом из этой оперы, я всегда стараюсь сделать для него всё, что в моих силах – потому что даже искренний интерес к этой теме автоматически делает его нечужим для меня, он уже в какой-то степени для меня даже родня. Так вот люди «с богом в душе» – чужие мне люди: они не задаются серьёзными вопросами, а, следовательно, не ищут серьёзных ответов. Потому что того «бога», которого они носят в душе, они сами себе придумали: он очень удобный и совсем не мешает им быть такими, какими им комфортно быть – какие к такому богу вообще могут быть вопросы?
Мне с такими людьми катастрофически скучно. Я сейчас осознала, что мне даже писать про них скучно. Очень странно, что меня повело посвятить им столько букв… Ну, да что уж теперь.
Пойдёмте попьём чаю с конфеточками, а?!... Заварю, пожалуй, «Майский» с чабрецом, который я после тридцати лет активного неприятия вдруг сильно полюбила, и съем «Яшкинскую картошку». Ням-ням.