Есть стереотип, что заниматься благотворительностью – это стоять с протянутой рукой, вечно ждать помощи и еле-еле сводить концы с концами. На самом деле, это не так. НКО нового поколения – это социальное предпринимательство с KPI, планами по масштабированию и полноценным маркетингом.
Расскажем на примере проекта «Дари еду», как создать НКО с нуля и сделать благотворительность эффективной.
Как родилась идея проекта
Во время туристической поездки в Венгрию основатель «Дари еду» Игорь Шатунов увидел в продуктовом магазине «полку добра» для нуждающихся, с которой можно было брать продукты бесплатно. Вернувшись в Москву, он решил сделать что-то похожее в своем районе. Вместе с Алисой Киселевой, сооснователем фонда, он разработал бокс для сбора продуктов, который позже установили в супермаркете.
Вскоре продуктовые боксы появились еще в нескольких магазинах. На первых порах Игорь с Алисой сами забирали продукты, формировали продуктовые наборы и развозили нуждающимся: пенсионерам, людям с инвалидностью, многодетным семьям, одиноким мамам и папам. В этот период они поняли, что проект надо масштабировать, и зарегистрировали благотворительный фонд «Дари еду». За несколько лет локальный стартап превратился в федеральный фонд с амбициозными целями и большой командой.
Почему именно продукты?
Помощь едой – самая необходимая для людей в трудной жизненной ситуации и самая понятная для доноров. Это помогает подопечным сосредоточиться на решении других проблем и не думать о том, что завтра будет нечего есть.
Фонд «Дари еду» поставил перед собой цель – сделать продуктовую благотворительность в России популярной, удобной и доступной. Для этого нужно показывать деятельность фонда прозрачно, активно вести социальные сети и заручиться информационной поддержкой партнеров и медийных личностей. Если почаще напоминать о том, что помогать другим хорошо и приятно, и подкреплять слова собственным примером, благотворительность начнет работать эффективнее.
Масштабирование
Для сбора продуктов «Дари еду» устанавливает в супермаркетах боксы, в которые покупатели жертвуют макароны, гречку, сахар и тому подобное. Сейчас в 146 городах установлено 480 боксов.
Чтобы сделать сбор продуктов быстрее и эффективнее, «Дари еду» открыл первый в России благотворительный интернет-магазин. На сайте можно купить продукты или наборы на 1 день, неделю или месяц. Затем наборы передаются нуждающимся.
В начале 2020 года был запущен новый проект – доставка готовой еды для пенсионеров, которым трудно самостоятельно готовить. Обеды дают партнеры – рестораны и фабрики-кухни. В доставке участвуют волонтеры. Постепенно география доставки расширяется: добавляются новые районы и города. Мы постоянно рассказываем об акции в СМИ и соцсетях, привлекаем на акции звезд и блогеров.
Логическим продолжением доставки горячих обедов стало строительство социальных кухонь – собственных пищевых производств. Работа над этим проектом началась в 2021 году, первая кухня уже находится на стадии чистового ремонта. Собственные кухни позволят меньше зависеть от внешних факторов и помогать большему количеству подопечных. Этот проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Делать полезное дело от всей души, слушать и слышать подопечных, искать новые пути развития и главное, много и целенаправленно работать – вот секрет масштабирования некоммерческого проекта.
Стратегия продвижения
Основная аудитория «Дари еду» – молодежь, поэтому главным инструментом коммуникации стали социальные сети. В постах мы не давим на жалость, а продвигаем следующие идеи:
✅ Помощь людям может стать частью повседневной жизни, добавить в нее краски, впечатления и эмоции.
✅ В трудную ситуацию может попасть каждый. Наши подопечные – это живые люди с уникальным жизненным опытом, чувствами и потребностями. Их личные истории мотивируют к осознанной помощи.
✅ Помогать просто. Поддержать фонд можно разными способами – пожертвовать продукты, деньги, стать волонтером. Даже лайки и комментарии в соцсетях очень важны, потому что помогают продвигать страницы. Мы ценим любую помощь и благодарны каждому, кто ее оказывает.
Источники финансирования
Поиск источников финансирования – важнейшая задача для благотворительного фонда. Если нет денег, подопечные останутся без помощи, на которую очень рассчитывают:
✅ Частные пожертвования, особенно регулярные подписки, составляют основу бюджета фонда.
✅ Пожертвования от партнеров и спонсоров позволяют организовывать дополнительные закупки и раздачи продуктов.
✅ Благотворительный интернет-магазин обеспечивает устойчивое развитие и дополнительный приток средств в проект.
✅ Чтобы развивать новые направления, мы участвуем в конкурсах на получение грантов.
Построение команды
Этот пункт стоит последним, но он невероятно важен. Фонд в первую очередь – это люди. От их вовлеченности и профессионализма зависит львиная доля успеха. В команду «Дари еду» часто приходят молодые ребята с минимальным опытом работы или без него. Главный критерий отбора – искреннее желание помогать, умение развиваться и работать в команде, остальному можно научиться на месте.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить «нравится» и подписаться на наш канал! Чтобы помочь проекту, переходите на наш сайт. Благотворительность с «Дари еду» – это просто!