Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"
Сергей Есенин
Когда наступила Перестройка, Свобода Слова, то многие писатели стали писать правду или якобы правду.
Писатель-фронтовик Радий Погодин
написал правду в книге "Я догоню вас на Небесах", которая не очень понравилась тем, кто привык как бы правде из советских кинофильмов о Второй мировой.
Да, нам показывали польские сериалы про танкистов и собаку, про ставку больше жизни. Нам показывали одних поляков, не особо акцентируя на том, что есть и другие поляки. И не обязательно предатели на стороне немцев или из Армии Крайова.
В книге Радия Погодина есть польские товарищи, которые воюют с ним в рядах Красной Армии и которые после вступления на польскую землю перейдут в народную армию - Армию Людова.
А есть совершенно другие поляки. И вовсе не предатели и не из Армии Крайнова.
В книге Радий Погодин вспоминает, как в одном городе полячка с красавцем-сыном пригласила их - разведчиков Красной Армии - на обед. И как поначалу ему, командиру разведчиков, показалось, что пригласила в знак благодарности за то, что они освободили их город он немцев.
Сначала разведчиков смутила квартирная обстановка - полячка с сыном жила всё же побогаче среднестатического советского гражданина той эпохи. А после, пообедав и поблагодарив за гостеприимство, Радий Погодин удивился тому, что полячка не отпускает его, и что-то ещё требует с него.
И тут до него дошло! Она их не обедом в знак благодарности угощала. Это был самый настоящий обед за деньги, как в ресторане или в столовой. Говоря современным языком, бизнес.
Если раньше везде, где они, бойцы Красной Армии, освобождали населенные пункты от немецких захватчиков, их угощали бесплатно, зачастую делились последним, то тут был чистый бизнес и ничего личного. А не надо было освобождать от господ германских офицеров, которые стабильно платили и за обеды и ужины.
Разумеется, денег у разведчиков с собой никаких не было, и чтобы не пасть лицом вниз перед этой полячкой они отдали за обед все свои ценности
"Я снял часы с руки – хорошие часы, антиударные, водонепроницаемые. Хозяйка схватила их, и по ее глазам я понял, что часов этих и достаточно, и мало – грабеж среди бела дня... Хозяйка запихнула их в карман под передник, поглядывая, не видит ли сын. Красавец тем временем на площадке лестницы торговал у нас автоматы. У него коммерция была крупнее, он подбрасывал на ладони три золотых обручальных кольца"
Да, может когда-то мы и были с поляками одного славянского рода, но за столетия разделения и западной цивилизацией и католической церковью, мы стали совершенно разными.
Разными в среднем.
Они более меркантильными, продуманными, мы же широкой души, рубахи-парни. У них своя рубаха ближе, мы же готовы в бой и в пекло ради друга своего, ради борьбы со Злом и Несправедливостью, ради защиты слабых и угнетенных.
Да, безусловно, мы меняемся под влиянием западной цивилизации, пропаганды, интернета, но поляки под этой пропагандой изменились ещё круче.
Но принципиально мы различаемся в том, что мы не готовы ради высокого уровня жизни так легко расстаться с нашими ценностями, традициями как готовы они.