В истории кинематографа бывали такие случаи, когда в прокат выходил, на первый взгляд, самый обычный фильм, который отличался интересным закрученным сюжетом, атмосферной режиссурой, талантливой актерской игрой. А впоследствии, становился полноценной классикой кино и образцом жанра, на который стараются равняться многие другие кинематографисты. Одним из таких фильмов является культовый детективный триллер 1949 года «Третий человек».
Синопсис Американский писатель Холли Мартинс прибывает в оккупированную союзниками Вену по приглашению своего друга детства Гарри Лайма, чтобы узнать, что тот накануне его приезда трагически погиб под колесами автомобиля у собственного дома. С самого начала обстоятельства смерти Гарри кажутся Холли слишком странными. Одни свидетели утверждают, что Гарри перед смертью пожелал увидеть Холли. Другие – что тот погиб мгновенно. По заявлениям третьих виновником аварии стал личный водитель Гарри. Холли пытается разобраться с обстоятельствами смерти друга, но чем ближе он подступает к разгадке, тем становится понятнее, что кто-то пытается помешать ему и для этого готов даже убить его.
Игра актёров Одна из сильнейших сторон фильма – это его актерская игра. Джозеф Коттон исполнил роль Холли Мартинса, вроде талантливого, но мало раскрученного у себя на родине писателя, который, обладая незаурядными детективными способностями, пытается самостоятельно раскопать обстоятельства смерти своего друга. Итальянская актриса Алида Валли сыграла роль Анны Шмидт, молодой беженки из Чехословакии, которая попыталась забыть ужасы войны в относительно мирной Вене, чтобы стать невинной пешкой в опасной гангстерской игре. Наконец, Орсон Уэлс сыграл роль Гарри Лайма, опасного и жестокого гангстера, для которого нет никаких границ в его бесчеловечном бизнесе, сформировавшим его особую философию на окружающий мир.
Режиссура Вообще Кэрол Рид считается одним величайших британских кинорежиссеров. Скорее всего, снимая «Третий человек», он планировал сделать просто хороший детектив с неожиданной развязкой. Но деле у него получился кинематографический шедевр. Прежде всего выделяется визуальная стилистика картины. Наклонные ракурсы камеры, полумрачные тона, атмосфера скрытого мистицизма. По большому счету Рид показывает трагедию послевоенной Европы, в которой в руинах находились не только города, но и человеческие души. Главный герой приезжает из сытой довольной Америки в чуждую ему реальность, где люди вынуждены построить строгие порядки, чтобы, во-первых, не допустить возвращения недавней коричневой заразы, а во-вторых, построить новый гуманный мир. Понятное дело, такой мир был слишком хрупким, а на его отравленной почве возникали опасные элементы, готовые уничтожить всё вокруг ради древней жажды наживы. Но чем больше ты разрушаешь это мир, тем больше вероятность, что ты разрушишь почву под самим собой, с чем сталкивается ключевой злодей фильма.
Сценарий Действие разворачивается в Вене во второй половине 1940-х годов. Как Берлин, город разделен на четыре зоны оккупации: советскую, британскую, американскую и французскую. Центр города является международной зоной, находящейся под совместным управлением союзников. Однако вследствие недостатка продовольствия в городе процветает черный рынок и, как следствие, организованная преступность. В этот чуждый коварный мир прибывает американский писатель Холли Мартинс. У себя на родине он написал несколько мало популярных романов-вестернов, а в Вену приехал по приглашению своего друга детства Гарри Лайма, которого не видел с самого начала войны. Однако по прибытию Холли ждет неприятная новость: Гарри погиб под колесами автомобиля незадолго до приезда Холли. Расспрашивая свидетелей, главный герой убеждается в странности смерти Гарри. Рассказы разнятся. Все знакомые Гарри каким-то чудесным образом все вместе собрались в одной месте прямо перед его гибелью. К тому же к Холли начинают приставать офицеры британской зоны оккупации, утверждающие, что при жизни Гарри был опасным гангстером, и что это могло стать причиной его смерти. Однако правда окажется куда более приятной.
Итог Честно скажу, несмотря на этот статус «классики», за фильмом есть несколько незначительных недостатков, из-за которых осталось чувство, словно чего-то фильму не хватило, какой-то интриги, по-настоящему неожиданного поворота сюжета. В то же время нельзя не отметить именно визуальное решение, с которым был снят «Третий человек». Фильм даже сейчас способен погрузить в неповторимую атмосферу загадочности. Поэтому рекомендую к просмотру.
Интересные факты о фильме и создателях:
- Фильм был удостоен премии Оскар за лучшую работу оператора в категории черно-белых фильмов.
- В оригинальном сценарии повествование ведется от лица британского полицейского майора Кэллоуэйя, тогда как в фильме от лица Холли.
- В традиционном венском кинотеатре «Бургкино» на Рингшотрассе «Третий человек» до сих пор показывается три раза в неделю: по вторникам, пятницам и воскресеньям.