Откуда взялся этот термин и что он с собой несет?
Почему на протяжении веков мальчиков отдавали в подмастерья к художникам, где те должны были «быть похожими» на своих учителей, где одним из главных критериев успешности художественной работы была ее реалистичность, а потом вдруг дети стали «освобождены» от этого?
В 1897 году австрийский педагог по рисованию Франц Чижек открыл первую «школу детского рисунка», где детям в возрасте от 2 до 14 лет два часа в неделю бесплатно и без какого-либо отбора учеников дозволялось рисовать что угодно и как угодно без какого-либо специального обучения.
Данный подход вызвал бурю критики и негодования со стороны сторонников академического подхода в обучении детей живописи, но в то же время стал невероятно популярен, получив поддержку правительства Австрии и известность в других странах Европы и Америки. Что изменилось в культуре человечества, чтобы детскому рисунку, ранее не имевшему особого значения в мире взрослых, вдруг стали уделять столько внимания?
Во-первых, это развитие психологии и «открытие» бессознательного.
Не то, чтобы Зигмунд Фрейд впервые заговорил об этом, но он, совершенно точно, был первым, кто сделал его объектом пристального изучения. Понимание того, что кроме сознания человека есть ещё нечто, в большей степени, чем разум, руководящее его действиями, поступками и решениями, произвело фурор не меньший, чем открытиях Дарвина и Коперника! И формирование этого «нечто» происходит в период детства человека.
Психика ребёнка формируется в шуме повседневности. И то, как мы говорим с детьми в течении дня, как реагируем на их успехи и неудачи, какие подбираем слова, выражения и интонации - всё это отразится на голосе бессознательного, который будет звучать в их уже взрослой жизни. Поэтому период детства - а с ним и детский рисунок - стал привлекать внимание ученых, начиная с конца 19 столетия.
Рисунок стал рассматриваться не как бесполезное марание бумаги, а как лакмусовая бумажка состояния и развития психики ребёнка.
Вторым фактором, изменившим взгляд человечества на детское рисование, был технический прогресс, повлёкший за собой революцию в искусстве в целом.
Изобретение фотографии освободило художников от необходимой ранее реалистичности изображения. Бурным цветом расцвели новые стили в живописи - импрессионизм, пуантилизм, фовизм, экспрессионизм и т.д.
Детский рисунок привлёк внимание художников, многие из которых черпали вдохновение в его непосредственности и эмоциональности. Среди таких живописцев были Пабло Пикассо, Анри Матисс, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Марк Шагал, Василий Кандинский и другие.
Все эти события в мире освободили «детский рисунок» от критики, строгой оценки и соответствия канонам «взрослого искусства».
Стало понятно, что в свободе самовыражения детский рисунок - гениален! Дети способны создавать работы, ничуть не проигрывающие по своей выразительности, композиционным и колористическим решениям полотнам известных живописцев.
Так родился альтернативный, «свободный» подход в занятиях с детьми рисованием, который получил большую популярность и был признан официально в художественных школах некоторых стран Европы и Америки ещё в середине 20-ого столетия.
В России такой метод появился сравнительно недавно и практикуется, в основном, в частных студиях и школах искусств, с каждым годом все больше и больше завоевывая популярность.
Многие ошибочно полагают, что «свободное рисование» подразумевает полное отсутствие какого-либо обучения и воздействия на ученика со стороны взрослого. Но это не так. Речь о свободе выражения идёт исключительно в определенных возрастных рамках развития (от 2 до 10 лет), пока рисунок для ребенка, наравне с игрой, является естественной психической деятельностью.
Ближе к подростковому возрасту творческая деятельность переходит в высшую психическую деятельность и через диалог с мировой культурой начинает критически оцениваться прежде всего самим ребёнком.
Вот здесь-то и приходит пора для академических знаний о цвете, композиции, форме и так далее. Ведь связывая свою жизнь с профессией художника, дизайнера или архитектора, без этих знаний обойтись очень сложно.
О том, насколько свободно детское рисование от воздействия взрослого до 10 лет, я расскажу в следующем заметке.
Юлия Миллер, студия «Домик художника» #детскоетворчество, #свободноерисование