Найти тему
Мир планетонавтики

"Наилучший способ предсказать будущее— это его создать" (Нобелевский лауреат Деннис Габор)

Надо понимать реалии таковыми, что в эпоху космонавтики изначальная замкнутость жителей планеты Земля самих на себя (с вытекающими из этого последствиями в виде конкуренции и войн) стала тормозить их совокупный и личностный жизненный потенциал. Открывшееся, благодаря космонавтике, третье измерение – вдобавок к двумерному плоскостному по сути простору жизнедеятельности на поверхности планеты Земля, - означает возможности выхода на уровень нового качества пост-планетарности.

Оторвавшись в космос, экономика землян так и не обрела нового качества, она по-прежнему строится на «плоских» стандартах рентабельности и властности. В целом, самодостаточность космонавтики/астронавтики замкнула на себя все аспекты внеземной деятельности – от астрофизических наблюдений, строительства транспортных средств до отбора и подготовки экипажей с решением частных задач их жизнеобеспечения. При этом надо понимать, что третье измерение космонавтики – это частный случай размерностей более высшего уровня. В частности, планетонавтика мыслит уже в категориях пятого и шестого измерения – поверхности и глубин внеземных тел, находящихся в космическом пространстве. Уже по этой причине новая топология постпланетарности означает необходимость выработки как иных принципов и мышления, так и оценки эффективности деятельности. «Чисто планетарное сознание плохо подготовлено для понимания того, как внепланетные преобразования влияют на земные формы жизни.» (Tabas, 2022)

Потому и привычные категории жизненного уклада подлежат адекватной корректировке. Уже сам факт зарождения понятий мультипланетарности, планетонавтики, астрографического позиционирования (астронавигации), астрокультурного самосознания[1], Земли как космической провинции, деколонизации планеты, бесчеловечной современности, земного насилия (Nigel Clark, Bronislaw Szerszynski, 2020), космической экономики, геопланетарной политики и др. отражает формирование базиса для новых доктрин и формаций.

Существенная открытость постпланетарности формирует потенциал для коренных преобразований. Об этом – стратегия #ИнДжем_Линза.

Разразившиеся в начале текущего века события отражаются нарастающим хаосом в общественном сознании и культуре. Бифуркационность происходящего предполагает наличие нескольких внятных (осязаемых) альтернатив, достойных выбора. Ключевой пример обживания Марса рассматривается нами как необходимый методологический прием, асимптотический, «на грани разрыва аорты» предел оценки ресурсных и волевых активов землян перед лицом цивилизационных вызовов времени. Разрыв «логики обреченности» замкнутостью жизнеобитания на Земле благодаря «повышению предельных ставок» через становление незамкнутой, стремящейся к открытости культуры планетарного обитания имеет критически важное значение. И это – вызов к нашей, землян, способности мыслить и работать на уровне асимптот, экстремальных параметров состояния. Здесь мы руководствуемся убежденностью, что нарастающая сложность мира должна быть компенсирована опережающим выдвижением и сплочением энтузиастов на решение вопросов еще более сложных и нетривиальных, нежели следует из номинальной экстраполяции наблюдаемых тенденций.

Именно поэтому выдвижение в текущей ситуации доктрины, делающей ставку не на страх выживания и выживальчество, а именно на более высокую ступень эмоции, базовой для деятельности - удивление и любопытство, - определяет перспективность идей формирования СОФИОсферы, как полагает Переслегин С.Б. В этом ключе модель планетонавтики как первоосновы культуры жизнедеятельности землян за пределами ее «исторической колыбели» способна органично способствовать новому эволюционному преображению мира.

Важно не ошибиться с выбором базовой картины мира. Какой бы она ни была суровой и неоптимистичной. При этом, не закрывать глаза на идеальные концепты (типа софиосферы), с одной стороны, и на суровую реальность от Шваба, с другой. Между этих асимптот и может лежать «истина».

Здесь «будущее, которое уже наступило», с которым предстоит жить и считаться, понимается как кланово-олигархический режим (по Фурсову А.И.). Буквально, для позиционирования планетонавтики это может означать создание собственной метакультуры обитания с широким набором разнообразий форм автономных поселений.

Общим рефреном задается и исследуется проектная гипотеза о необходимости и возможности социализации космической деятельности как приоритета антикризисной софиосферной стратегии. Решающим для успеха является вовлечение в программы обживания Марса и подобных экстремальных территорий как можно большего числа землян, придание этим действиям характера общегражданского наукоемкого движения . Более того, планетонавтика раскрывает принципиальную важность ставки на социокультурный формат «семейный экипаж», имеющий для земных реалий радикальное значение...

[1] «Приобретение этого <астрокультурного> самосознания дает осознанную способность как эстетического, так и практического суждения относительно освоения новых разработок за пределами Земли. Прилагать усилия, чтобы научиться быть более просветленным, имеет значение, учитывая, что чисто планетарное сознание плохо подготовлено для понимания того, как внепланетные преобразования влияют на земные формы жизни… продолжающиеся инвестиции в космические технологии быстро меняют не только космос, но и Землю. Будущие разработки в области астрокультуры должны стремиться дать нам более полное представление о том, как внеземная информация может иметь значение для хрупких землян, запутавшихся в паутине земной жизни на меняющейся планете, но они также должны дать нам более четкое представление о перспективах - и опасностях — попыток дальнейшего изменения либо степень, либо наше отношение к нашей космической провинции.» (Tabas, 2022)