Книжный эксперт Smart Reading Сергей Оробий приветствует появление нового жанра, который соединил романы с наукой и позволил прикоснуться к Тайне.
Сергей Оробий
Эксперт Smart Reading по чтению
Литературовед и литературный критик, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Автор четырех книг и 400 статей о современной литературе.
В старые добрые времена художественная литература рассказывала о небывалом, а научпоп — о том, как все устроено на самом деле. Сегодня граница между романами и исследованиями стирается, поскольку оказалось, что все устроено самым небывалым образом.
Взять, скажем, атомы. В каждом из нас их семь миллиардов миллиардов миллиардов. Невероятная цифра сама по себе дает пищу для размышлений, но это еще не все. Прежде наука понимала атомы с их нейтронами и протонами как мельчайшие твердые кусочки мироздания. Сто лет назад выяснилось, что нейтроны и протоны занимают лишь ядро, а оно в 100 000 раз меньше самого атома. Если атом увеличить до размеров Собора Парижской Богоматери, ядро будет величиной с муху.
В общем, атом — это в основном пустота. Но в этой пустоте вокруг каждого ядра роится облако электронов — не вращается степенно по раз и навсегда установленным орбитам, как рисуют иногда в учебниках физики, а именно роится, как разъяренные пчелы вокруг улья. Теперь поднимите взгляд от экрана и задумайтесь на секунду: все это — ваша рука, мебель, пейзаж за окном, вот этот самый гаджет — бесконечная, никогда не прекращающаяся пляска электрических полей. Мир никогда не стоит на месте. Такова квантовая магия.
Это знают все ученые, но рассказать об этом умеют немногие — только те, кто сохранил в себе возвышенный взгляд на мир и потому умеет подружить факт с метафорой. Например, физик-теоретик Брайан Грин, который сначала познакомил читателя с теорией струн — должно быть, самой сложной теорией в современной науке («Элегантная Вселенная»), — а потом сочинил книгу «До конца времен», главные герои которой, энтропия и эволюция, описаны с марвеловским размахом: эдакие Росомаха и Халк Природы. В изложении Грина элементарные частицы очаровывают не меньше, чем голливудские киногероини. Они намекают нам на знание, к которому мы причастны, но которое понимаем лишь приблизительно. Вот, допустим, кто мы на субатомном уровне? Если все атомы человеческого тела за год обновляются на 98%, то почему я так похож на себя двухлетней давности? Или не так уж и похож?
Грин замечает: на свете нет одной-единственной книги, в которой записана окончательная мудрость. Ученые, пророки, поэты — каждый из их объясняет мироздание со своей точки зрения, так что культура напоминает слоеный пирог, и кусать его можно с любого края.
Читать статью целиком в блоге.