Найти тему

Энергия движения

О выставке «Игорь Олейников. Суровые истории. Мифы и сказки» в Литературном музее в Трубниковском переулке.

Выставка продлится до 12 июня 2022

Игорь Олейников. Гиацинт. 2020. Бумага, гуашь, акрил. "И вот по слову Аполлона, из крови Гиацинта вырос алый, ароматный цветок - гиацинт".
Игорь Олейников. Гиацинт. 2020. Бумага, гуашь, акрил. "И вот по слову Аполлона, из крови Гиацинта вырос алый, ароматный цветок - гиацинт".

Игорь Олейников — большой мастер книжной иллюстрации, причем его заслуги признаны мировым сообществом: в 2018 году он удостоился премии имени Г.-Х. Андерсена «за выдающиеся заслуги и вклад в мировую литературу для детей и юношества», самой престижной для художников-иллюстраторов.

Олейников иллюстрировал Толстого и Бродского, Софью Прокофьеву и Андрея Усачева, Андерсена, Диккенса, Стивенсона, Эдварда Лира и многих-многих других. У художника узнаваемый стиль: трепещущий, летящий мазок, стремительные диагонали, смело рассекающая композицию, мерцающий штрих, передающий дождь, снег, полет, туман — одним словом, постоянное движение, сопровождающее каждый рисунок. Его образы наполнены историческими и социальными аллюзиями, вместо лиц — маски, вместо героев-одиночек — толпа, в которой сотни раз повторяется одна и та же рожа с разными выражениями, гримасами, заплывшие глазки, перекошенные рты, отчаянная жестикуляция, энергичные развороты. Краски насыщены волшебством, таинственны, затягивающие в омут воспоминаний и снов…

-2

Но сегодняшний Олейников предстает перед нами гораздо более зрелым, глубоким мастером. Его иллюстрации к сказкам Андерсена , представленные на выставке, глубоки. психологически точны и выразительны (первая часть выставки). Образы индивидуализированы, движение линий подчинено внутренней траектории развития образа, логически выверено и упорядочено. Перед нами не маски, а лица, и каждое — отдельный характер, выражающий внутренне движение, путь развития героя. А сами герои грустны, истории их суровы. Но все же, везде угадывается неуклонное движение к свету.

Вот напыщенные придворные впервые услышали живого Соловья. Вдруг им открылся совершенно новый мир, наполненный гармонией и красотой, настолько неожиданно прекрасный, что почти ослепил «до боли, до дрожи» (Михаил Щербаков). Смотрите, какие разные лица, все еще похожие на маски, но уже наполненные разными эмоциями:

-3

А вот Гадкий утенок, робко и пронзительно глядящий вам прямо в глаза с вызовом и надеждой:

 - Вы меня не понимаете! - сказал утенок.
- Вы меня не понимаете! - сказал утенок.

Тень, бестелесная -

-5

...и к концу своей истории уже более весомая и грубая, чем ее несчастный хозяин:

Никто не поверит тебе! - сказала тень. - Но будь же благоразумен, не то я кликну стражу!
Никто не поверит тебе! - сказала тень. - Но будь же благоразумен, не то я кликну стражу!

И тут же теплая празднично-золотистая Ель, притягивающая маленькую бедную девочку, безнадежно отвернувшуюся от тепла и света к своим обледенелым спичкам, но все же озаренная рождественским блеском:

-7

А вот иллюстрация к «Стойкому оловянному солдатику»: рыба, заглатывающая его целиком, случайно, вместе с илом и подводным мусором — аллегория слепой жестокой судьбы, автоматически глотающей все на своем пути. Однако в его стремительной, легкой фигурке проскальзывает надежда на спасение:

-8

Эта картинка подводит нас ко второй части выставки: иллюстрации к античным мифам. Многие из них безысходны, но есть и сюжеты, наполненные надеждой.

Здесь много движения, традиционных для Олейникова диагоналей, энергичных взмахов пера в сочетании с застывшими древними формами: вот Персей, на лету срубающий голову Медузе Горгоне, изгибающийся в полете, отворачивающий голову от смерти, от прошлого. Образ, буквально наполненный движением, внутренним и внешним:

-9

Вот «Фаэтон, с горящими на голове кудрями, пронесся по воздуху, подобно падающей звезде, и упал в волны реки Эридана» - снова движение, изогнутый пируэт, рассеченное пространство:

-10

А вот мой любимый Икар, осмелившийся приблизиться к ослепительному солнцу, сгубившему его чудесные крылья безжалостно пылающим огнем, карающим дерзновенность:

Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев...
Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев...

А вот безжалостный Арес, неумолимый и вездесущий. Бог войны, кровопролития и насилия. Он надвигается неотступно, словно штормовая волна, от которой нет спасения:

Сердце свирепого Ареса радуют только жестокие битвы...
Сердце свирепого Ареса радуют только жестокие битвы...

А вот и Афина, обычно мудрая и сильная. У Олейникова она показана жестокой и беспощадной: позавидовав искусной Арахне, она превращает девушку-мастерицу в мерзкого паука (обратите внимание, как передан момент превращения: Арахна еще не паук, но уже и не человек — она превращается в членистоногое буквально на глазах). Афина показана в мощном развороте, энергично размахнувшись жезлом, вместо лица — снова маска (вспоминаем "старого" Олейникова), но это не лицо-маска, а маска палача. Резкая богиня противопоставлена беззащитной, беспомощно изогнувшейся Арахне, словно выгибающейся навстречу своей безжалостной судьбе:

-13

А вот и легендарный Орфей, выводящий Эвридику из подземного царства смерти — к жизни и свету любви, еще не оправившуюся, не до конца ожившую, но все же движущуюся вверх и вперед:

-14

И снова судьба, слепой рок, сметающий на своем пути все живое — громадные руки Посейдона, захватывающие хрупкое суденышко, так безрассудно попавшее в сердцевину шторма. От судьбы не уйдешь, и безликая вода так же заглотнет экипаж, как слепая рыба сожрала стойкого оловянного солдатика:

-15

Все выставочные персонажи полны движения: кто-то движется к собственной смерти, кто-то к жизни и красоте; кто-то губит и разрушает, кто-то побеждает и создает. Тьма борется со светом, бездушная тень — с одухотворенной плотью, искусство движется от создателя к зрителю, герои — из прошлого в будущее. Иногда жизнь побеждает смерть, иногда тьма гасит свет, а иногда рассеивается под его лучами. В общем, как в жизни, наполненной энергией движения, поединком жизни и смерти и непременным теплом, созданным энергией борьбы.

Игорь Олейников
Игорь Олейников

Действие развивается и вперед, и назад, и кружится вокруг своей оси, моделируя вечное коловращение жизни — безусловная победа стремительной мысли художника над неподвижной бумагой, временем и пространством.

#выставки в москве #книжная иллюстрация #современное искусство #графика