Найти тему

Методика "Что изменилось?" (модифицированная методика С.Д. Забрамной)

Методика предназначена для детей дошкольного возраста.

Цель: выявление уровня и особенностей развития внимания, способности запоминать и удерживать в сознании ряд объектов.

Стимульный материал: две серии картинок, требование к которым те же, что и в методике «Чего не стало?».

Первая серия: мяч, рыба, чашка, книга.

Вторая серия: молоток, цветок, шарик, машина, собака.

Ход исследования

Перед ребенком кладут в ряд карточки и предъявляют следующую инструкцию: «Посмотри внимательно на эти картинки и запомни их. Сейчас ты закроешь глаза, а я какие-то картинки перепутаю. Ты положишь картинки так, как они лежали в самом начале»

Местами меняются только две картинки.

Оценка результатов

I уровень – ребенок не понимает поставленной перед ним задачи, хаотично манипулирует картинками (0 баллов).

II уровень – ребенок понимает инструкцию, однако неверно выполняет задание (0 баллов).

III уровень – ребенок выполняет задание верно (3 балла).

Виды помощи

1. При I уровне выполнения экспериментального задания предъявляется более подробная и поясняющая инструкция, используются жесты.

2. При II уровне выполнения ребенка оповещают о неадекватном результате: «Неправильно, подумай еще». В ситуации повторной ошибки ребенка ему предъявляется следующий вид помощи.

3. Повторный показ ряда картинок с отражением их в активной речи ребенка (испытуемого просят назвать показанные картинки). Далее процедура исследования та же.

4. При непосредственном наблюдении ребенка все те же картинки меняются местами и предлагается положить их на место. Если ни один из предложенных видов помощи не способствовал правильному выполнению задания, результат оценивается в 0 баллов.

Максимальное количество баллов за две серии – 4 балла. Каждый вид помощи уменьшает количество баллов в серии на 0,5 балла.
Примечание
Количество картинок может изменяться произвольно экспериментатором в зависимости от диагностических задач, от возраста ребенка и уровня его психического развития.

Нормально развивающиеся дошкольники не испытывают трудностей при выполнении данного задания. Они понимают поставленную задачу и, как правило, самостоятельно и безошибочно указывают место, на котором располагались картинки первоначально.

Дошкольники с ЗПР понимают первоначальную инструкцию и достаточно успешно выполняют задание как первой серии методики, так и второй. При ошибке выполнения для них достаточно указания на нее (второй вид помощи), чтобы правильно выполнить задание.

Дошкольникам с умственной отсталостью чаще всего характерны I и II уровни выполнения задания. Дошкольники, которые не понимают поставленной задачи, – это дети с умеренной степенью умственной отсталости или с умственной отсталостью, сопровождающейся системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для правильного выполнения задания детям в зависимости от степени умственной отсталости и уровня речевого недоразвития требуются, как второй, третий, так и первый, четвертый виды помощи.