Методика предназначена для детей дошкольного возраста.
Цель: изучение особенностей произвольного внимания и способности воспроизводить на зрительном уровне объекты на основе узнавания.
Стимульный материал включает две серии предметных картинок, причем изображенные на ней объекты должны быть хорошо знакомы ребенку по жизненному опыту, обладать высокочастотностью в отношении их восприятия в процессе жизнедеятельности. Картинки для запоминания должны быть разноплановыми, т.е. изображенные предметы не должны принадлежать к одному классу, группе и не должны иметь внешнего сходства. Кроме того, каждая серия содержит как картинки, относящиеся к стимульному ряду (т.е. те, которые он должен запомнить), так и картинки, которые к ряду не принадлежат, однако предъявляются ребенку вместе с «пропавшей» картинкой, чтобы он нашел среди них ту, которая была убрана экспериментатором в процессе исследования.
Первая серия. Четыре картинки стимульного ряда: бабочка, курица, карандаш, яблоко; две картинки, не принадлежащие ряду: ножницы, кукла.
Вторая серия. Пять картинок стимульного ряда: булка, кошка, лопата, гриб, цветок; две дополнительные картинки: корова, диван.
Ход исследования
Перед ребенком раскладываются картинки стимульного ряда, и дается инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и запомни их. Когда ты закроешь глаза, я спрячу одну картинку, а ты потом ее покажешь и положишь на то место, на котором она лежала».
После такого предъявления ребенку предъявляется три картинки, среди которых находится одна из картинок стимульного ряда (например, карандаш), а две другие первоначально не показывались ребенку. Испытуемый должен найти ту картинку, которая находилась в ряду, и положить ее на первоначальное место.
Вторая серия проводится аналогично с той разницей, что вниманию и запоминанию ребенку предлагается большее количество картинок (пять) и инструкция дается в более свернутом виде в связи с тем, что задание уже знакомо испытуемому.
Оценка результатов
I уровень – ребенок не понимает инструкции, бесцельно передвигает картинки, которые были ему предъявлены для узнавания, действует неадекватно заданной ситуации, например, прикладывает к стимульному ряду все предъявленные для узнавания картинки (0 баллов).
II уровень – ребенок понимает инструкцию, однако делает неправильный выбор (0 баллов).
III уровень – ребенок выбирает нужную картинку, однако располагает ее не на первоначальном ее месте в ряду (2 балла).
IV уровень – ребенок выполняет задание полностью правильно: находит нужную картинку и кладет ее на ту позицию в ряду, на которой она находилась первоначально (3 балла).
Если испытуемый выполняет задание на первом или втором уровнях, предъявляются различные виды помощи.
1. При первом уровне выполнения дается более развернутая и поясняющая инструкция.
2. При втором уровне выполнения ребенку сигнализируют о непродуктивности выполнения задания: «Неправильно, подумай еще». Если и на этом этапе помощи задание выполняется неверно, предъявляется следующий вид помощи.
3. Перед ребенком повторно располагают картинки того же ряда, в той же последовательности и просят назвать все картинки, при этом помогают ребенку в случае его затруднения. Далее процедура исследования повторяется аналогично первоначальному варианту.
4. Экспериментатор сам выполняет задание при непосредственном наблюдении ребенка за его действиями. После этого задание предлагают выполнить ребенку.
Максимальное количество баллов за выполнение двух серий – 6 баллов. При предъявлении каждого вида помощи общее количество баллов по каждой серии уменьшается на 0,5 балла.
Нормально развивающиеся дошкольники без труда выполняют задание. Нет необходимости предъявлять им пропавшую картинку, они сразу называют ее и указывают место ее первоначального расположения.
Дошкольники с ЗПР понимают инструкцию и, как правило, достаточно легко выполняют задания методики. Часть дошкольников данной группы выполняют задания полностью самостоятельно, т.е. на IV уровне, однако большинству дошкольников с ЗПР требуется второй, третий виды помощи, реже – третий. В деятельности детей могут наблюдаться такие ошибки: они делают правильный выбор «пропавшей» картинки, однако располагают ее не на первоначальном месте.
Дошкольники с умственной отсталостью: часть дошкольников данной группы (дошкольники с умеренной умственной отсталостью или дошкольники, умственная отсталость которых сочетается с системным недоразвитием речи тяжелой степени) демонстрирует I уровень выполнения задания, т.е. для них характерны трудности понимания инструкции. Дошкольники с легкой умственной отсталостью, не отягощенной тяжелыми речевыми нарушениями, достигают II и III уровня выполнения задания. Им, как правило, требуются третий и четвертый виды помощи для полного выполнения задания.