(продолжение)
"О сколько нам открытий чудных
готовит просвещенья дух!"
Александр Сергеевич Пушкин
Насчёт чУдных открытий соглашусь! Я однажды такое совершила. Будучи в первом классе, так прониклась темой кругосветных путешествий, что незамедлительно отправилась в одно из таких!
После продлёнки нацепили ранцы с одноклассницей и пошагали в сторону ближайшей лесополосы. Ну а как иначе? В лесу там же самое интересное! Там чудеса, и леший бродит, русалка на ветвях сидит))))
Ну и что, что "лес" сразу за школой начинается и состоит из двух рядов молодых тополей? Зато сразу за ним начинается полевая дорога, вьющаяся серой лентой до самого горизонта! Вот за ней точно обнаружится что то неизведанное и таинственное, типа Индии со слонами, а может и в Антарктиду удастся попасть, с пингвинами поиграть.
Примерно такой был ход мыслей у нас, двух девчушек семи и шести лет. Ну а что? У нас было в запасе по два осенних яблока, целых три конфеты и пачка печенья. И неиссякаемый запас энтузиазма, стремления покорить неизведанные земли! Мы чувствовали себя первооткрывателями, прославленными путешественниками, которые вот-вот найдут "белые пятна" на карте географических открытий. Куда там Синдбаду Мореходу ( мы его почему то называли Синдобаб - так нам казалось намного удобнее и понятнее) до наших геройский намерений!
Конечно, на корабле расстояния преодолевались быстрее. Там ветер парус надул и попёр! Плыви себе хоть в Африку, хоть в Бразилию. А когда пешком - тут сложнее. Ну ничего! Переночевать можно в ближайшей портовой таверне или постоялом дворе, а на крайний случай залезть на дерево в лесу. Так примерно рассуждали мы, прошагав вдоль дли-и-и-и -нного пшеничного поля около 30-40 минут и уже немного подустав. В том, что скоро покажутся портовые города и постоялые дворы мы как то не сомневались! Мы готовились отведать заморских блюд, поспать в гамаках, спуститься в корабельные трюмы... Романтика!
Сентябрь в том году стоял жаркий. Путешествовать мы отправились около трёх часов дня, а часам к пяти уже пот тёк градом по нашим лицам. Школьные форменные платьица были мокры между лопаток. Мы шли какой то просёлочной дорогой, мимо полей с кукурузой, свёклой, подсолнухами, поначалу радуясь каждому новому полю и тут же бросаясь пробовать стручки гороха, молочной спелости семечки в шляпках подсолнуха, молодые кукурузные початки. Но чем дальше отходили от человеческого жилья, тем становилось тревожнее, сердчишки наши детские сжимались и затея с кругосветным путешествием уже не казалась такой заманчивой. А новые встреченные поля казались унылыми, монотонными и лишний раз напоминали нам как далеко мы от дома.
Наконец, часам к шести вечера мы выдохлись и присели на травку. Даже яблоки с конфетами есть не хотелось. Хотелось домой. Но ноги уже отказывались идти, детские силёнки были на исходе. Мы даже поревели от переживаний. Летящий над полем ястреб показался нам зловещим хищником, желающим склевать наши молодые тела, а со стороны посадки уже чудился волчий вой и гудение ступы Бабы Яги...
Посидев в травке около получаса, мы повернули назад и поплелись по пыльной грунтовке, пытаясь сообразить туда ли мы идем. Уверенности никакой не было. Был страх, слёзы и жалость к родителям, которые никогда больше не увидят своих кровиночек!
Нам повезло: около 19 часов нас подобрал грузовик, везущий силос. Шофер, знал лично наших родителей и очень удивился, увидев нас посреди полей с портфелями и в школьной форме. Мы сообразили, что скажи мы про путешествие, прослывём редкостными дурочками и потому плели что то про экскурсию, гербарий, наблюдения за природой...
Шофер только хмыкал и головой крутил, удивляясь нашему рвению в познании букашек и растений, считая нас видимо будущими Вавиловыми. А мы не могли поверить своему счастью! Он пообещал нас довезти до начала улицы, а дальше ему надо было в соседнее село.
Дома нас конечно искали. Бабушка обегала все окрестные улицы, берег речушки, допросила соседских ребятишек, одноклассников, школьных учителей, продавцов в магазине и работников клуба. Но наш уход " в кругосветку" остался никем не замеченным. В итоге все дети явились домой из продлёнки, а мы - нет. Когда родители пришли с работы, бабушке пришлось рассказать обо всем, и отец, прыгнув на мотоцикл, исколесил весь посёлок в поисках двух потеряшек. А мама еще раз обошла наших подружек в надежде, что мы где то заигрались. К семи часам родителям позвонили с проходной автопарка и сказали, что поселковый шофер довёз нас до начала домов и мы уже топаем домой. Все выдохнули!
Эта картина до сих пор стоит перед моими глазами: я плетусь, волоча портфель, к своему дому, лохматая, с мятыми, пыльными бантами, висящими вдоль грязного лица. Мои белые колготы, теперь уже похожие на застиранные портянки, покрыты зелёными пятнами от травы, а вся я смахиваю скорее на замученного бурлака, чем на нарядную первоклашку))) И вот, на лавочке перед своим домом, я вижу сидящих там родителей, которые молча и печально смотрят на меня. Из последних сил я доволакиваюсь до этой лавочки и падаю маме на грудь с тихим плачем. Я дошла! Я дома! Меня сейчас будут ругать...Я заслужила...Но, мама обнимает меня и гладит по голове, а папа подхватывает на руки и несёт в дом. Меня моют, укладывают в постель. И прямо в постели поят молоком с булочкой....бабушка долго сидит у моей кровати. И я, захлебываясь слезами, рассказываю всю правду: как мы шли в кругосветное путешествие, как устали и заблудились, как поняли, что эта затея была глупой, как добирались домой...Бабулины мягкие руки и добрые глаза успокаивают меня и я засыпаю...
Спасибо вам мои родные, за эти моменты защищённости, любви, понимания!
Если перечислять, что я натворила в детстве, то самими "яркими" событиями стали моменты, когда я "завалила" стенку( отец обнаружил меня раскоряченной аки атлант с падающей антресолью в руках! еле успел вытащить), пытаясь сделать перестановку в качестве сюрприза к годовщине свадьбы родителей( сюрприз удался на 100%). Еще запомнился момент художественного творчества на обоях, которые с большим трудом были куплены ( дефицит!), не менее художественное вырезание кругов и овалов из штор, маминых сапог и платьев( для поделок!), и незабываемый пионерский костёр из копны сена, привезённого папой для коровы, и множество всяких прочих штук.
Бабушка часто вспоминала, как я собиралась стать звонарем. Удивительно прекрасной и оригинальной казалась мне эта волшебная профессия наряду с дворником, фонарщиком, балериной, певицей, художником(нехилый разброс, правда?) Бабуля, будучи верующей, не раз рассказывала, как раньше в церкви звонили колокола по праздничным и воскресным дням, и звонарь вызванивал красивейшие переливы. Я же слышала только по телевизору эти колокола, потому, что моё октябрятско-пионерское детство пришлось на советские времена, когда церкви были закрыты. И вот, однажды, отмывая чугун во дворе после варки варенья, я случайно задела его ложкой. Раздался долгий мелодичный гул. И меня озарила фееричная идея устроить колокольный звон! Вот люди обрадуются, услышав настоящий колокольный звон в живом исполнении! Потренировавшись поочерёдно с куском дровеняки, половником и массой прочего подручного реквизита, я определила, что самый "чистый" высокохудожественный звук достигается при взаимодействии чугуна с папиным гаечным ключом и приступила к музицированию.
Великие музыканты древности сдохли бы от зависти от моей манеры исполнения! Я вдохновенно бумкала по чугуну с разными интервалами, переходя с благовеста на пожарный набат и обратно, пока из дома не выскочил папа с ремнём в руке. Он, оказывается, пришёл на обед и решил вздремнуть перед долгой командировкой. И , даже, три раза кричал мне в форточку с просьбами не шуметь. Но, высокая сила исполнительского искусства настолько увлекла меня, что я не слышала ни папу в форточке, ни возмущенного лая соседских собак ( и соседей тоже!), ни телефонных звонков одноклассников, желающих полюбопытствовать: что это у нас такое происходит?
Увидев папу с ремнём, я ракетой взлетела на самую высокую яблоню и дождалась пока папа проорался и ушел обратно в дом. Слезши с дерева, я поначалу решила завершить чугунно- стучательный концерт, но тут меня взял задор: а не повторить ли мне этот музыкально-гимнастический этюд? Уж больно весело получилось! В общем, я залезала на яблоню ещё три раза и папа выбегал сначала с остервенением, потом обреченно. А потом пришла бабушка и долго объясняла мне, что я поступила нехорошо, не дала отцу отдохнуть и теперь он поедет за рулем уставший и расстроенный. И мне стало жутко стыдно!
Когда папа уже завел мотор, я вскочила на подножку и попросила прощения, поцеловав папку в щечку. Мир был восстановлен. Но гамму своих чувств помню до сих пор!
А бабуля мне не раз рассказывала про свои шкоды: как порвала новое платье, только купленное матерью, как выменяла ботиночки на игрушку у своей подружки, как шутила над старухой в своём хуторе. И не раз говорила, что я в неё удалась такая неугомонная!
Многие шкоды у детей от увлечённости, от непонимания последствий, от желания окунуться в неведомое, интересное, непознанное. Главное, чтобы став взрослыми, дети умели отличить добрые шутки от злых и не делали злое намеренно. Может для этого надо нашалиться в детстве? А вы как думаете?