недавно двенадцатилетний говорит:
- мам, я решил, что не поеду с папой в отпуск, останусь дома, буду готовиться к поступлению в гимназию.
я удивилась его готовности делать выборы, говорили много о смене школы, плюсах и минусах, о его тревогах и переживаниях.
на днях звонит и глухим голосом сообщает:
- я не поступил.
- вот как. ну ничего, значит к лучшему.
- я написал хуже всех.
- ну и ничего страшного.
- мама, у меня самый низкий балл, хуже меня не написал никто!!
- ну бывает, это ничего не значит.
- это значит, что я тупой!!
- ты не тупой, последние полгода был карантин, возможно, ты просто мало внимания уделял учебе, а теперь, если захочешь, будешь учиться больше.
- но я мог учиться зимой!!
- зимой не мог. зимой у тебя была операция. не каждый взрослый перенес бы без потерь такую операцию.
- да, но я мог учиться весной !!
- может быть, но ты занимался чем-то другим, много отдыхал с братом и это тоже имело для тебя ценность.
- мама, почему ты так спокойно реагируешь?? это мой провал !!
- не уверена. бывает, что через время наши провалы выглядят как победы.
- но все-таки я мог бы лучше написать экзамен !!
- ты сделал максимум из того, что мог.
- я тебя не понимаю. разве ты не считаешь меня тупым?
- я считаю тебя умным, просто на сегодня ты чего-то не знаешь. и это нормально. если захочешь,- выучишь. я тоже многого не знаю и тоже с сентября буду продолжать учиться.
- то есть ты не разочаровалась во мне, мама?
- я скорее впечатлена твоей решительностью и ответственностью, Тима. твоей храбростью пойти самостоятельно на экзамены в 12 лет. потом пойти посмотреть результаты, ими обеспокоиться, делать выводы. для меня Это имеет ценность.
- ну спасибо.
положила трубку и выдохнула: с детьми, оля, ты уже, похоже, умеешь. осталось стать такой же доброй по отношению к себе.