Найти тему

Нет причин для агрессии

недавно двенадцатилетний говорит:

- мам, я решил, что не поеду с папой в отпуск, останусь дома, буду готовиться к поступлению в гимназию.

я удивилась его готовности делать выборы, говорили много о смене школы, плюсах и минусах, о его тревогах и переживаниях.

на днях звонит и глухим голосом сообщает:

- я не поступил.

- вот как. ну ничего, значит к лучшему.

- я написал хуже всех.

- ну и ничего страшного.

- мама, у меня самый низкий балл, хуже меня не написал никто!!

- ну бывает, это ничего не значит.

- это значит, что я тупой!!

- ты не тупой, последние полгода был карантин, возможно, ты просто мало внимания уделял учебе, а теперь, если захочешь, будешь учиться больше.

- но я мог учиться зимой!!

- зимой не мог. зимой у тебя была операция. не каждый взрослый перенес бы без потерь такую операцию.

- да, но я мог учиться весной !!

- может быть, но ты занимался чем-то другим, много отдыхал с братом и это тоже имело для тебя ценность.

- мама, почему ты так спокойно реагируешь?? это мой провал !!

- не уверена. бывает, что через время наши провалы выглядят как победы.

- но все-таки я мог бы лучше написать экзамен !!

- ты сделал максимум из того, что мог.

- я тебя не понимаю. разве ты не считаешь меня тупым?

- я считаю тебя умным, просто на сегодня ты чего-то не знаешь. и это нормально. если захочешь,- выучишь. я тоже многого не знаю и тоже с сентября буду продолжать учиться.

- то есть ты не разочаровалась во мне, мама?

- я скорее впечатлена твоей решительностью и ответственностью, Тима. твоей храбростью пойти самостоятельно на экзамены в 12 лет. потом пойти посмотреть результаты, ими обеспокоиться, делать выводы. для меня Это имеет ценность.

- ну спасибо.

положила трубку и выдохнула: с детьми, оля, ты уже, похоже, умеешь. осталось стать такой же доброй по отношению к себе.