Найти в Дзене

Г.Е. Сухарева— детский психиатр и учитель

История Г.Е. Сухаревой уходит корнями в традиционную обеспеченную еврейскую семью, жившую в Киеве в конце XIX — начале XX века. Больше всего ценя образование, Хаим Файтелевич и Рахиль Иосифовна Сухаревы позволили своим дочерям Груне и Марии окончить медицинское отделение Киевских Высших женских курсов. Мария Ефимовна (Хаимовна) станет известным профессором инфекционистом. Груня Ефимовна (Хаимовна) — психиатром. Причины этого выбора мы не знаем, но уже в Гражданскую войну Груня Ефимовна работает в психоневрологической Кирилловской больнице г. Киева, а с 1919 увлекается дефектологией и педологией, изучает фантазии детей. В 1921 г. Г.Е. Сухарева переезжает в Москву, где учится в психиатрической клинике 1-го МГУ, руководимой П.Б. Ганнушкиным. Одновременно она работает в детской психиатрической клинике Института охраны здоровья детей Наркомздрава СССР, которой в то время заведовал ученик П.Б. Ганнушкина, автор первого отечественного учебника по детской психиатрии («Детская психиатрия», 1927

История Г.Е. Сухаревой уходит корнями в традиционную обеспеченную еврейскую семью, жившую в Киеве в конце XIX — начале XX века. Больше всего ценя образование, Хаим Файтелевич и Рахиль Иосифовна Сухаревы позволили своим дочерям Груне и Марии окончить медицинское отделение Киевских Высших женских курсов. Мария Ефимовна (Хаимовна) станет известным профессором инфекционистом. Груня Ефимовна (Хаимовна) — психиатром. Причины этого выбора мы не знаем, но уже в Гражданскую войну Груня Ефимовна работает в психоневрологической Кирилловской больнице г. Киева, а с 1919 увлекается дефектологией и педологией, изучает фантазии детей. В 1921 г. Г.Е. Сухарева переезжает в Москву, где учится в психиатрической клинике 1-го МГУ, руководимой П.Б. Ганнушкиным. Одновременно она работает в детской психиатрической клинике Института охраны здоровья детей Наркомздрава СССР, которой в то время заведовал ученик П.Б. Ганнушкина, автор первого отечественного учебника по детской психиатрии («Детская психиатрия», 1927 г.) Михаил Осипович Гуревич.

Сестры Груня (справа, 10 лет) и Мария Сухаревы
Сестры Груня (справа, 10 лет) и Мария Сухаревы

Еще будучи в Киеве, Г.Е. Сухарева начинает изучать расстройства личности у детей, но лишь в Москве эта работа получает свое оформление и выливается в несколько важнейших статей: «Шизоидные псиxопатии в детском возрасте» («Вопросы педологии и детской психоневрологии», 1925 г.), Die schizoiden Psychopathien im Kindesalter («Monatsschrift für Psychiatrie und Neurologie», 1926). В этих статьях Г.Е. Сухарева подробно, ярко описывает мальчиков, страдающих по ее определению «шизоидной психопатией». Позднее она назовет это состояние «аутистической (патологической избегающей) психопатией». Годом позже, во второй статье в том же журнале, Г.Е. Сухарева опишет клиническую картину шизоидной психопатии у девочек, тем самым первой обратив внимание на саму возможность возникновения аутизма у женщин и описав гендерные различия в его течении.

Г.Е. Сухарева (1928 г.)
Г.Е. Сухарева (1928 г.)

Именно с этим периодом в жизни Г.Е. Сухаревой связан спор о приоритете в открытии детского аутизма. Долгое время первооткрывателями детского аутизма считались американский психиатр Лео Каннер (1943 г.) и австриец Ганс Аспергер (1944). Работы Г.Е. Сухаревой оставались неизвестными для западных специалистов.

Позже Груня Ефимовна Сухарева показала, что каждый болезненный процесс должен рассматриваться как динамическое явление, как постоянное взаимо-действие больного организма с внешней средой. Крупным научным вкладом в психиатрию детского возраста является концепция Груни Ефимовны Сухаревой о возрастной реактивности и ее влиянии на структуру клинических проявлений при различных психических заболеваниях, а также выделения «преимущественных» клинических симптомов детского и подросткового возраста.

В 1933—1935 гг. Груня Ефимовна заведовала кафедрой детской психиатрии Харьковского психоневрологического института, входившего тогда в структуру Украинской психоневрологической академии. В этот период внимание Г.Е. Сухаревой привлекает детская шизофрения. Результатом становится замечательная, актуальная и сегодня монография «Клиника шизофрении у детей и подростков», изданная в Харькове в 1937 г.

Монография Г.Е. Сухаревой «Клиника шизофрении у детей и подростков» (Харьков, 1937 г.)
Монография Г.Е. Сухаревой «Клиника шизофрении у детей и подростков» (Харьков, 1937 г.)

Детскую шизофрению Г.Е. Сухарева рассматривала как сложный конгломерат болезненных процессов, свойственных самой шизофрении, и дизонтогенеза, возника-ющего в процессе болезни. Течение болезни подразделялось на непрерывное вялое, свойственное детскому возрасту, приступообразное — подростковому, и смешанное. Г.Е. Сухарева подчеркивала своеобразие клинической картины, незавершенность психопатологических образований в детском возрасте, меньшую выраженность психотических расстройств, нарастание аутистических проявлений с аффективной обедненностью и утратой единства личности.

В 30-е годы Г.Е. Сухарева возвращается в Москву, руководит научной работой больницы им. П.П. Кащенко, возглавляет кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей (ЦИУ), создает отделение психозов детского и подросткового возраста в Центральном институте психиатрии (Московский НИИ психиатрии).

Удивительно плодотворный и работоспособный ученый, она занимается расстройствами личности и задержкой развития, психогениями и эндогенными заболеваниями, эпилепсией, психическими расстройствами инфекционного и травматического генеза. Под руководством Груни Ефимовны растет не одно поколение детских психиатров. Среди них М.Ш. Вроно, В.Н. Мамцева, О.Д. Сосюкало, К.С. Лебединская и другие известные отечественные детские психиатры и психоневрологи.

Г.Е. Сухарева (в центре) с курсантами Центрального института усовершенствования врачей
Г.Е. Сухарева (в центре) с курсантами Центрального института усовершенствования врачей

Конец 40-х — начало 50-х годов прошлого века стали трагическим периодом в истории нашей науки. В 1948 году прошел разгром физиологии, а в 1950 г. — психиатрии. На Павловской сессии 1951 года прозвучали обвинения в адрес крупнейших отечественных психиатров: М.О. Гуревича, А.С. Шмарьяна, Р.Я. Голант, В.А. Гиляровского, Л.Н. Лобовой, М.Я. Серейского, А.Р. Лурии и многих других. Под обвинительный приговор попала и Груня Ефимовна Сухарева. Ее обвиняли в том, что она вследствие «антипавловских позиций» не сумела создать «ничего прогрессивного в теории детской психиатрии», в отсутствии «хотя бы проблесков сознания своей ответственности за тот тяжелый ущерб, который они нанесли советской научной и практической психиатрии…». Стремясь сохранить дело всей своей жизни — детскую психиатрию, Г.Е. Сухарева выступает не с покаянным, а с программным выступлением: «…Клиническая дисциплина является в такой же степени научной, как и теоретические разделы медицины… клиницист не только описывает и наблюдает факты, но, изучая их возникновение, может установить закономерности развития болезненных явлений и без их физиологического анализа. …Медицинская диагностика — не только искусство, основанное на одаренности и клиническом опыте врача, но и наука, изучающая закономерности развития болезненного процесса» [Там же].

Роль наследия Г.Е. Сухаревой для клинической психологии

Современные детские клинические психологи благодарны Г.Е. Сухаревой за ее разработку проблемы нарушенного развития, психического дизонтогенеза.

Большое значение имеют ее исследования в области подростковой психической патологии, причем не только в рамках «большой психиатрии» и больших психозов (шизофрения, эпилепсия, биполярное расстройство), но и в области так называемых пограничных расстройств. Последнее направление особенно востребовано в настоящее время, поскольку отмечается существенный рост именно пограничных личностных расстройств. На примере подросткового возраста Г.Е. Сухаревой описаны варианты психопатических расстройств и девиантного поведения.

Специалисты в детской патопсихологии, специальной психологии и дефектологии пользуются типологией психического дизонтогенеза, предложенной Виктором Васильевичем Лебединским. Эта типология возникла прежде всего на основе глубокого анализа работ Г.Е. Сухаревой, касающихся форм психических нарушений в детском возрасте и их специфики. В.В. Лебединский выделил важные параметры, определяющие специфику нарушенного развития (локальность или тотальность поражения, время поражения, наличие первичного дефекта и др.), описал типы дизонтогенеза в соответствии с базовым механизмом (отставание, повреждение или асинхрония развития). Студенты факультетов клинической психологии знакомятся с наследием Г.Е. Сухаревой, конспектируют и обсуждают ее работы, разборы клинических случаев. В современной практике сложно найти такие тонкие и подробные разборы анамнеза, ведущих симптомов и синдромов, специфику их возрастного проявления в разные критические и кризисные периоды детского развития у конкретного пациента, как в этих источниках, принадлежащих перу Груни Ефимовны. Всем, кто хочет познакомиться с живой историей (и науки, и жизни пациентов) необходимо обращаться к ее трудам. Даже несмотря на изменение социальной ситуации развития современных детей, динамику клинических параметров и проявлений болезни у них по сравнению с теми, что описаны в клинических примерах Г.Е. Сухаревой, ее работы должны быть востребованы. Высочайшее владение клиническим методом, аналитический ум, онтогенетический подход к нарушению развития делают ее работы незаменимым источником для современных студентов и специалистов практиков или исследователей.

В 2015 году в Мадриде на конференции европейского общества детских и подростковых психиатров и смежных специалистов (ESCAP) российскими учеными А.А. Северным, Ю.С. Шевченко и Н.В. Зверевой был сделан доклад о специфике оказания помощи детям и подросткам с нарушенным психическим развитием в РФ. Основу доклада составила историческая справка о традициях и сведения о научных подходах, разработанных в нашей стране применительно к изучению, лечению и курированию детей и подростков с психической патологией. Ключевой фигурой в этом докладе была Г.Е. Сухарева. Зарубежные коллеги с глубоким интересом восприняли эту информацию. Возможно, это было не случайно, т.к. для зарубежного читателя вновь стала доступна работа Груни Ефимовны Сухаревой, посвященная проблемах ребенка с аутизмом (правда, еще без точных терминов), впервые опубликованная в 1926 году.