Найти в Дзене
Полина На Дзене

У меня ничего не получится.

Так я думала перед написанием этой статьи. Я просидела у компьютера весь день, как в американском кино про сценариста – перед пустым листом, и не понимала, как начать предложение. Потом я вспомнила, что так же думала и когда уходила со своей первой работы. «У меня ничего не получится». Так, впрочем, думали и все вокруг меня, обсуждая мой демарш. Уйти в никуда, громко хлопнув дверью, можно было решиться только когда ты молод и горяч, но в голове красный маячок уже работал «у меня ничего не получится». Три недели поиска работы окончательно подорвали веру в свои силы. И я начала действовать – стала просто каждый день работать в интернете, заполняя сайты информацией о товарах. Как это нынче называется модным словом? Но мне надо было что-то делать, иначе я просто сходила с ума от мыслей, что вот все вокруг были правы, что у меня ничего не получится. Теперь я сидела так же – пустой лист, шесть часов раздумья и только одна мысль «у меня ничего не получится». Ты что – писатель? Ты училась где-

Так я думала перед написанием этой статьи. Я просидела у компьютера весь день, как в американском кино про сценариста – перед пустым листом, и не понимала, как начать предложение.

Потом я вспомнила, что так же думала и когда уходила со своей первой работы. «У меня ничего не получится». Так, впрочем, думали и все вокруг меня, обсуждая мой демарш. Уйти в никуда, громко хлопнув дверью, можно было решиться только когда ты молод и горяч, но в голове красный маячок уже работал «у меня ничего не получится». Три недели поиска работы окончательно подорвали веру в свои силы. И я начала действовать – стала просто каждый день работать в интернете, заполняя сайты информацией о товарах. Как это нынче называется модным словом? Но мне надо было что-то делать, иначе я просто сходила с ума от мыслей, что вот все вокруг были правы, что у меня ничего не получится.

Теперь я сидела так же – пустой лист, шесть часов раздумья и только одна мысль «у меня ничего не получится». Ты что – писатель? Ты училась где-то складно излагать свои мысли? Тебе и сказать-то миру нечего, куда ты лезешь? Вон люди – они пишут о том, о чем знают, а ты?

И тут стало ясно – надо писать о себе. Точно. О себе. Но о чем? О том, что снова – ушла с работы, в никуда. Но ситуация сложнее, намного сложнее. И семейная, и мировая. Что начала свое дело, но в голове снова - «у тебя ничего не получится», вон люди – у них связи, опыт, деньги в конце концов. А куда лезешь ты? Нет, ничего не получится.

Как бороться с этой выученной беспомощностью?

Слышали о таком термине? Выученную беспомощность подтвердил на собаках в прошлом веке психолог Мартин Селигман.

Мартин Селигман/фото с сайта ideanomics.ru
Мартин Селигман/фото с сайта ideanomics.ru

В его эксперименте участвовали три группы собак, их рассадили в разные клетки. Животные из первой и второй групп получали лёгкий разряд тока через пол, а третью группу – током не били вовсе.

Первая группа собак могла отключить ток, нажав головой на кнопку внутри клетки. У второй группы животных такой возможности не было. То есть они никак не могли повлиять на ситуацию.

Позже всех собак посадили в ящики с перегородкой, которую легко можно перепрыгнуть. Животные получали удары током, и, чтобы избежать неприятных ощущений, им нужно было просто прыгнуть на другую сторону.

Собаки из первой и третьей групп быстро сообразили, что нужно сделать, и перепрыгнули.

Собаки из второй группы так и остались там, где их било током, скулили, но даже не пытались убежать.

Понимаете, какой вывод напрашивается? Почему первая группа животных сообразила, что надо перепрыгнуть? Потому что эти собаки в первой части эксперимента сами могли влиять на подачу тока, то есть принимали активное участие. А собаки из второй группы выучили, что они ни на что повлиять не могут – поэтому даже не пытались во второй части эксперимента искать выход.

Эту выученную беспомощность я наблюдаю сплошь и рядом.

Дети часто говорят «я не понимаю этот русский и ничего не могу с этим сделать», коллеги – «зачем нам заявлять проект на грант, мы все равно ничего не выиграем», я – «у меня не получится написать текст, потому что кому интересна твоя жизнь?»

Селигман сделал вывод из своих экспериментов: не сами неприятные ситуации, а мнимое отсутствие контроля над ними развивает выученную беспомощность.

Стоит же взяться самому за свою жизнь – и каждый день будет удивлять.

И вы меня спросите – и при чем тут бег? А статью эту я смогла написать только после пробежки. Только после того, как просидела весь день перед пустым листом, так и не начав ничего писать, бросила, выключила компьютер и пробежала 5 километров. Это помогло посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Да, наверное, бег – это мой способ бороться со своей выученной беспомощностью.

Попробуйте вспомнить, сталкивались ли вы в своей жизни с выученной беспомощностью? Как вы с ней боролись или как помогали бороться другим?

И в конце концов – удалось ли мне написать текст?

Интересно что-то еще по теме психологии, развития, борьбы за ментальное здоровье и как в этой борьбе помогает бег? Переходите по ссылке и комментируйте

Возможно ли убежать от старика Альцгеймера?
SMILING RUNNER 10 мая 2022