По данным археологов в начале XI века значительную часть славянских поселений Поднестровья постигла катастрофа. По всей видимости они пережили военное вторжение. Принято считать, что это был набег кочевников - печенегов.
Но среди них выделяется одно городище, результаты археологических раскопок в котором ставят исследователей в тупик. О нем и пойдет речь в моей новой статье.
Это так называемое Екимауцкое городище - древнее славянское городище, расположенное близ села Екимауцы Резинского района Молдавии существовавшее примерно с IX века до начала - первой половины XI века и принадлежавшее племени Тиверцев. Первоначально, во время исследований 1950 - 1952 года предполагалось, что этот довольно крупный по тем временам населенный пункт также подвергся нападению печенегов. И действительно, такая версия вроде бы поначалу подтверждалась - было найдено около десятка наконечников стрел тюркского происхождения. Но в процессе дальнейшего исследования начались вопросы. Кроме небольшого количества вышеупомянутых наконечников стрел практически все оружие, найденное на Екимауцком городище, - древнерусское. Кроме того, при раскопках не были найдены предметы, связанные с христианским культом. Зато обнаружились остатки большого здания, подобного языческим храмам Збручского культового центра.
При этом известно, что печенеги обычно не решались штурмовать хорошо защищенные и относительно крупные города к каким можно отнести Екимауцкое городище в начале XI века. Главной целью набегов было быстрое обогащение с минимумом потерь, поэтому обычно они внезапно нападали на небольшие поселения, грабили, угоняли скот и уводили население в плен. В случае же с Екимауцким городищем наблюдается принципиально иная картина. Штурм похоже был длительным и носил крайне ожесточенный характер. На это указывают многочисленные повреждения укреплений и большие потери штурмовавших. Очевидно, главной целью последних было именно уничтожение города и его жителей. К тому же если бы город сожгли печенеги, то соотношение найденного на городище восточнославянского и тюркского оружия было бы обратным. К примеру, при исследовании уничтоженной в 1237 г. монголами Батыя Рязани, монгольского оружия нашли в десятки раз больше, чем древнерусского.
Интересны и подробности гибели Екимауцкого городища. Так, под бревнами разрушенного дома были найдены останки одного из защитников - настоящего великана. Его череп был раздроблен, под черепом лежали наконечники двух стрел распространенных именно на Руси, а в 15-20 см от черепа - русский же боевой топор, которым, вероятно владел этот богатырь. Близ скелета обнаружили скопления костей не менее чем девяти человек и нескольких лошадей: по всей видимости защитник своего города дорого продал свою жизнь. Его, вероятно, первоначально дважды ранили стрелами и лишь затем потеряв много людей смогли убить, ударом топора в голову.
И в этой схватке кочевники участия не принимали: все найденное поблизости оружие оказалось русского типа. Также примечательно, что городище было уничтожено раз и навсегда. Оно уже больше не восстанавливалось. Было найдено сразу несколько кладов. Люди явно предчувствовали опасность, прятали ценности, но забрать их потом было уже некому.
Анализ находок привел исследователей к выводу, что скорее всего, Екимауцкое городище и некоторые другие восточнославянские города Поднестровья разрушили Киевские дружинники, либо в процессе самой христианизации, либо пытаясь уничтожить центры языческих мятежей в Западной Руси. Тюркские же воины, которым принадлежали найденные археологами наконечники стрел, могли находиться как в дружинах Киевлян, так и среди защитников города.
Таким образом, видимо процесс распространения христианства в восточнославянских землях в конце X - первой половине XI в. сопровождался массовыми антихристианскими и антикняжескими восстаниями в различных регионах восточнославянского мира. Особенно массовыми и ожесточенными были антихристианские выступления на западе Руси.
Еще мои статьи на похожую тематику:
Еще интересные каналы на которые стоит подписаться: