Найти в Дзене
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

Порт-Артур, КВЖД: разбираем по карте дальневосточную политику России в конце XIX века

Оглавление

На Дальнем Востоке у России не было удобного выхода к Тихому океану. Море у единственного русского дальневосточного порта – Владивостока – несколько месяцев в году сковывал лед.

К тому же выход в открытый океан закрывали Курильские острова, которые Россия в 1875 г. отдала Японии. В связи с этим большой интерес в плане получения незамерзающего порта для России представляли Китай и Корея. Но на их территории претендовала быстро развивавшаяся Япония.

В 1894 году Япония напала на Китай. Японо-китайская война шла в 1894–1895 годах. Япония разгромила китайскую армию.

Она отняла у Китая Тайвань и добилась согласия Китая на провозглашение независимости Кореи.

Япония в конце XIX в. мощное государство с сильной армией. Здесь и далее изображения взяты из открытого источника "Яндекс-картинки"
Япония в конце XIX в. мощное государство с сильной армией. Здесь и далее изображения взяты из открытого источника "Яндекс-картинки"

Чтобы обеспечить собственный контроль над Кореей Япония хотела закрепить за собой Ляодунский полуостров со всем побережьем Южной Манчжурии.

Но Россия, Германия и Франция потребовали от Японии отказа от Ляодунского полуострова.

И Япония была вынуждена уступить.

Ляодунский полуостров внутри красного кружка
Ляодунский полуостров внутри красного кружка

С целью защиты от агрессивных действий Японии Россия и Китай заключили в 1896 году оборонительный союз.

Для того чтобы Россия сумела вовремя выполнить союзнические обязательства и подвезти на Дальний Восток свои войска, Китай разрешил ей постройку железной дороги через свою территорию. Эта дорога кратчайшим путем (через Манчжурию) соединила Читу с Владивостоком и получила название Китайская Восточная железная дорога (КВЖД).

Её владельцем стало специально созданное акционерное общество. Оно было учреждено Русско-Китайским банком, находившимся под контролем министерства финансов России.

Вдохновителем создания КВЖД и этого банка был министр финансов России С.Ю. Витте.

Китай заключил договор с Русско-Китайским банком о том, что на 80 лет предоставляет обществу КВЖД концессию на эксплуатацию дороги.

Как вы видите КВЖД проходила по китайской территории.
Как вы видите КВЖД проходила по китайской территории.

В 1897 году началось строительство КВЖД.

Руководил им инженер А.И. Югович. Главный город КВЖД по предложению другого инженера - А.И. Шидловского основали у переправы через реку Сунгари. Он получил название Харбин.

Этим городом, станциями и полосой отчуждения вдоль железнодорожного полотна управляло "общество КВЖД".

Для защиты названной территории была создана русская Охранная стража КВЖД.

Постройка КВЖД сильно облегчила связь с Владивостоком. Но экономическое значение и перспективы развития этого города были невелики. Ведь, как уже было сказано на некоторое время море около него покрывалось льдом.

Николай II считал, что России нужен незамерзающий порт на Дальнем Востоке.

И в 1898 году Россия арендовала у Китая порт Лью-Шун (современное произношение – Люйшунь) и прилегающую территорию – Ляодунский полуостров.

На европейских картах этот город назывался Порт-Артур. Такое имя этому месту дали англичане, в честь капитана Уильяма К. Артура, чей корабль во время Второй опиумной войны бросил здесь якорь.

Порт-Артур должен был стать российской военно-морской базой. Рядом с ним в удобном заливе Далянь решили построить русский гражданский порт. Он разместился на месте китайского рыбацкого поселка Циннива. Русские назвали его Дальний. Российские инженеры придали новому городу удобную планировку.

Естественно нужно было обеспечить связь Порт-Артура и Дальнего с Россией. Поэтому в конвенции 1898 года, отдававшей Порт-Артур в аренду России, предусматривалась постройка железнодорожной ветки от него к КВЖД. Эта линия получила название Южно-Маньчжурской железной дороги. Она соединила Порт-Артур с Харбином.

Главными пунктами на ЮМЖД были Ляоян и Мукден.
Главными пунктами на ЮМЖД были Ляоян и Мукден.

На карте ЮМЖД, как вы видите, Дальний называется «Дайрен». Это японская транскрипция китайского названия "Далянь". Карта составлена после Русско-японской войны. Но о ней мы расскажем (может быть) в другой раз.

#КВЖД #История России #дальний восток #николай ii #Китай #Япония

О внешней политике Николая II читайте другие статьи нашего канала:

Французские инвестиции и внешняя политика Николая II. Была ли связь?

Кто истинный царь-миротворец, Александр III или Николай II ?